ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ВЕРНУТЬСЯ В ГОРОДОК Горячие новости / События

Юлиана Жихорь
Большие проблемы малых городов
Во время обращения к нации глава государства сообщил, что в ближайшее время в стране появится программа по развитию малых городов. Это будет уже вторая подобная программа. Первая, хоть и была (как заявлялось) “завершена успешно”, большинства проблем так и не решила

Малые города Казахстана - это 60 городов, население каждого из которых не превышает 50 тысяч человек (из них 10 городов - депрессивные). Практически все эти населенные пункты возникли вокруг крупных предприятий, большинство из которых либо встало в первые годы суверенитета, либо работало в часть силы. В результате в последнее десятилетие прошлого века население малых городов сократилось почти в два раза, составив на начало 2000-х всего 1,4 миллиона человек, большая часть которых оказалась без работы и средств к существованию: первыми из этих городов при первых трудностях в массовом порядке уехали квалифицированные рабочие кадры. Им на смену пришли в основном жители близлежащих сел и аулов, которые не имели должной квалификации для работы на сложном предприятии.
В 2003 году правительство приняло Программу развития малых городов на 2004-2006 годы, определив целью создание условий для социально-экономического развития этих населенных пунктов. При этом предполагалось активное освоение имеющихся вблизи них (городов) минерально-сырьевых ресурсов. То есть фактически возвращение им вида существования советских времен - запуск крупного градообразующего предприятия и концентрация жизни города вокруг него.
По расчетам правительства (как было заложено в программе), реализация программы обошлась госбюджету в 9,5 миллиарда тенге, из которых 1,5 миллиарда было выделено фонду “Даму” на кредитование проектов МСБ в малых городах. (Как отчитался в 2007 году фонд, по данной программе профинансирован 281 проект на сумму 1,484 миллиарда тенге, было создано и поддержано 2935 рабочих мест.) Еще почти 6,5 миллиарда было привлечено за счет реализации в малых городах проектов “Ћазаћстан Темiр Жолы” и “Казахтелеком”.
Но, как считали эксперты, реализация этой программы хоть и дала небольшую передышку малым городам (например, в некоторых из них были запущены, хотя бы частично, предприятия), но проблему социальной напряженности в них так и не решила.
По мнению некоторых экономистов, проблема развития казахстанских регионов в... сильной централизованности власти и, как следствие, отсутствии у местных органов власти необходимых управленческих и финансовых ресурсов для самостоятельного решения проблем. В то время как международная практика местного экономического развития показывает, что его эффективность зависит, в свою очередь, от инициативы, что называется, снизу.
Несколько лет назад в Казахстане была сделана попытка дать регионам (в том числе и малым городам) большую самостоятельность - разрешили привлекать средства на развитие через реализацию концессионных проектов. Однако дав возможность реализовывать концессионные проекты, тут же зациклили процесс их одобрения вновь на Астане - как решит столица, разрешит ли вообще их реализовывать... Причина проста - в каждом из проектов должно участвовать государство. А власти малых городов, к сожалению, в подобных экономических проектах государство представлять не могли и до сих пор не могут. А потому до сих пор все попытки реанимировать экономику таких населенных пунктов напоминают ямочный ремонт дорог: куда “деньги” насыплют, там “закроют”, но в целом дорога плоха.
Западный опыт показывает, что в случае, если ситуация не будет изменена в пользу передачи органам управления нижних уровней власти больших управленческих полномочий и самостоятельных финансовых средств, то качественного рывка в развитии малых городов ожидать не стоит.
alt
Кто бы дал инициативу?
В Европе, например, основной акцент становления экономики малых городов сделан на развитие рынка муниципального кредитования (когда местные органы власти заимствуют на внутреннем и внешнем рынках капитала для реализации программ муниципального развития). Муниципальное кредитование является распространенным способом покрытия капитальных расходов местными органами власти не только в развитых экономиках США и западноевропейских стран, но и в развивающихся экономиках стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). А осуществляют его специальные кредитные институты в виде банков или специализированных кредитных агентств.
У нас есть ряд подобных институтов, однако их деятельность не ограничивается развитием малых городов, а распространена на оказание помощи отдельным сегментам рынка. Как, например, фонд “Даму” по поддержке проектов МСБ.
Еще один важный аспект расширения самостоятельности регионов - повышение финансовой автономии местных органов власти через увеличение доли местных источников доходов в структуре местных бюджетов. В настоящее время доля она очень невелика (за исключением регионов-доноров) и компенсируется за счет трансфертов из республиканского бюджета. То есть бюджетная система продолжает оставаться централизованной. В то время как успешный опыт развитых экономик доказывает продуктивность местного финансирования за счет именно местных налогов.
А еще международная практика показывает, что наличие долгосрочных стратегий развития малых городов позволяет решать вопросы в комплексе: от вовлечения в процесс планирования и реализации социально-экономического развития максимум идей и ресурсов до определения в долгосрочной перспективе миссии города и приоритетных направлений городского развития с учетом систематизации имеющихся ресурсов и механизмов поиска дополнительных средств.
В Казахстане успешным примером реализации такой программы можно назвать Лисаковск (Костанайская область). В самые сложные для страны 1993-1999 годы город функционировал в особых условиях свободной экономической зоны. В результате чего доля новых производств в общем объеме производства возросла с 8,4 процента в 1993 году до 72,4 процента в 1999 году. Налоговая база за пять лет увеличилась в 12 раз.
А вот судьба, например, Аркалыка более печальна. В 80-е годы прошлого века здесь работали мясокомбинат, птицефабрика, молокозавод, элеватор, керамическая фабрика, швейная фабрика, завод радиодеталей, было начато строительство авиамоторного завода, тургайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ) добывало до 20 процентов бокситовой руды в СССР. В 1991 году в городе проживало больше 65 тысяч человек.
В 90-е годы производство пришло в упадок, население снизилось до 42 тысяч. В настоящее время Аркалык входит в перечень депрессивных городов Казахстана с очень высоким уровнем безработицы. Промышленность в городе практически отсутствует, за исключением предприятий, поддерживающих жизнеобеспечение города, и Торгайского бокситового рудоуправления, входящего в структуру АО “Алюминий Казахстана”. Вся добытая здесь бокситовая руда отправляется на алюминиевые заводы в Павлодар и другие регионы. Создать алюминиевый завод в самом Аркалыке сложно из-за отсутствия здесь необходимых для этого мощных источников водоснабжения.
Перспективы Аркалыка двойственны. С одной стороны, градообразующее предприятие - Бокситовое рудоуправление - в ближайшие 15-20 лет исчерпает месторождение и здесь будет возможна добыча лишь огнеупорной глины. С другой стороны, в области имеется ряд месторождений других полезных ископаемых, в том числе свинца с неглубоким залеганием, нефритоидов (облицовочного и ювелирного сырья), белого и черного мрамора, лечебно-столовых минеральных вод. То есть привлечение инвестиций в эти отрасли позволит возродить не только город, но и укрепить социально-экономические позиции региона в целом.
Стратегия территориального развития Казахстана до 2015 года, поделившая страну на три зоны роста, предполагала концепцию поляризованного развития: где полюсами роста должны стать наиболее динамично развивающиеся города или регионы, интегрированные с региональными и глобальными рынками и выступающие в роли “локомотивов” для всех остальных регионов страны. При этом решение проблем депрессивных населенных пунктов (включая малые города) хотя и “будет обеспечено собственными силами регионов”, но путем осуществления диверсификации производства, стимулирования “в рамках реализации соответствующих государственных и отраслевых программ и за счет средств республиканского бюджета”.
Получается, что решения о путях существования малых городов (и существования их вообще) и в дальнейшем будут приниматься в Астане, исключая таким образом саму возможность права голоса муниципальных властей.
В кулуарах столицы давно витают идеи привязать местные бюджеты (в том числе и бюджеты малых городов) к местной же налоговой базе. Из Астаны же ограничиться финансированием бюджетных расходов и крупных, общегосударственных проектов (типа строительства заводов). В этом случае, как считают (но практически не высказывают вслух) некоторые чиновники, местным властям придется “напрягаться”, чтобы создать в своей местности наиболее благоприятные для инвестирования условия.
Но все эти “наполеоновские планы” опять упираются в отсутствие возможности “самостоятельной рулежки на местах”. Что подтверждает и ныне действующий закон о местном самоуправлении.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение