|
Дамира Балтабаева
По статистике, в Казахстане ежегодно производится более 20 полнометражных картин. Эти гордо озвученные факты призваны проиллюстрировать развитие современного отечественного кинематографа.
Однако не все картины попадают на экраны - прокатное (или фестивальное) будущее некоторых лент остается туманным
Критерии успеха отечественных картин сегодня кажутся довольно расплывчатыми. С авторскими работами, созданными для того, чтобы завоевывать награды на зарубежных фестивалях, все ясно. Высокое искусство не для всех, и большая часть этих фильмов никогда не попадет на большие экраны в одном ряду с какими-нибудь говорящими бурундуками. Успехи казахстанских картин на международных фестивалях греют душу не одно десятилетие, но как же обычное кино для простых смертных?
Публика, разогретая несколькими относительно удачными картинами, “коктейлями для звезды”, “двумя пистолетами” и прочими “рывками”, уже “прикормлена” к кинотеатрам и охотно ходит на “свое”. И не только из чувства патриотизма. Но картин для массового зрителя все еще критически мало. В основном потому, что большинство профессиональных кинодельцов не ставит перед собой задачи дальнейшего продвижения фильма, ограничиваясь задачей получения бюджета и выпуска готового продукта.
Определить успешность выходивших в последние годы фильмов довольно сложно. Бокс-офис, как косвенный показатель успеха отечественных картин, помог бы в этом, но казахстанские кинематографисты не любят говорить о кассовых сборах.
Картина именитого режиссера Талгата Теменова “Мой грешный ангел”, вышедшая в прокат пару месяцев назад, была снята для массового зрителя. Довольно дорогой по местным меркам проект киностудии “Казахфильм” ценой в два миллиона долларов был продемонстрирован в кинозалах по всему Казахстану на двух языках, однако проголосовал ли зритель “рублем” за этот продукт, окупился ли проект, успешно ли прошел прокат, никто даже по прошествии нескольких месяцев не скажет. По осторожному замечанию самого режиссера, киностудия на этот счет хранит молчание. Но, судя по всему, проект не только не окупился, но даже и в мыслях создателей не было заработать на нем, что в современных реалиях представляется довольно странным фактом.
- Сборами мы не интересуемся, - говорит режиссер, - для нас главное, чтобы картину увидел зритель. Дело в том, что за прокат готовой картины отвечает киностудия, а их отношение к делу продвижения фильмов я видел (вероятно, это звучит как “видел я ваше продвижение!”). Отдел, занимающийся продвижением картин на отечественный рынок, не сильно заинтересован в этом.
Господин Теменов посетовал на прохладное отношение киностудии к дальнейшей судьбе картин, сходящих с конвейера “Казахфильма”, в частности, к его последней работе “Мой грешный ангел”.
Вообще, проект вызвал у зрителей довольно противоречивые суждения, несмотря на участие в картине французского актера Жерара Депардье. По словам режиссера, весь процесс создания этой картины, начиная с процесса запуска, был несколько стихийным.
- Сам я на тот момент снимал картину “Преодоление”, другое название фильма “Долина слез”. Процесс длился уже семь месяцев, но внезапно киностудия заявляет о новой политике выпуска фильмов, заостряющей внимание на создании картин о любви. Мне оставалось несколько месяцев, однако пришлось бросить свой проект и в спешке заняться новым - мелодрамой. Сценарий я написал за десять дней. Как следует подготовиться к съемкам не было возможности, я не успел толком переварить материал, и это создавало дополнительные трудности. Не каждый режиссер может на ходу взяться за новый проект. Я был зажат в тиски обстоятельств.
Да, мы любим говорить о том, сколько фильмов снимается в Казахстане каждый год, однако мало кто поднимает вопрос о том, сколько картин все-таки выходит в свет, съемки скольких фильмов приостановлены и в каких условиях приходится порой снимать. Не всегда удается снять картину на одном дыхании. Это не правильно.
Напомним, что фильм для молодежи, снятый казахстанским режиссером Талгатом Теменовым, представляет собой типичную мелодраму, жанр, за обилием выпускаемых боевиков, кажущийся не особо популярным.
Юная талантливая певица Айша Аброева (ее роль исполнила Куралай Анарбекова, не профессиональная, но, как выяснилось, не самая плохая актриса) мечтает о Париже. Классический состоятельный крот, Асхат Бабаевич, готов исполнить ее мечту, но молодая певица внезапно встречает свою любовь и пересматривает приоритеты. Азамат, молодой человек, к которому в сердце Айши вспыхнуло искреннее чувство, - полная противоположность Асхату Бабаевичу. Азамат беден, но молод и искренен, несмотря на связи с криминальным миром. Желание завоевать сердце Айши толкает его на правильный путь. В свою очередь вся эта треугольная ситуация подвигает Асхата Бабаевича на преступные действия в целях сохранить расположение Айши. А где-то в параллельной вселенной существует Париж с его маленькими ресторанчиками в управлении стареющих звезд французского кино...
Словом, типичная история “талантов и поклонников”.
О том, имеет ли она успех у современного зрителя, судить сложно, остается только проверка временем. |