Наступивший год обещает быть насыщенным и крайне непростым для пространства СНГ. Можно говорить о нескольких потенциальных кризисах на постсоветском пространстве. И каждый из них непосредственным образом затрагивает интересы России
Турбулентная Центральная Азия
Многие аналитики предрекали приход “арабской весны” в Центральную Азию еще в 2011 году. Однако пока обошлось. И хотя правящие режимы относительно спокойно пережили прошедший, крайне тревожный год, базовые предпосылки для массового недовольства остаются, и это недовольство может перейти в открытую форму.
Неожиданным сигналом стали беспорядки в Западном Казахстане в конце декабря прошедшего года. Наверное, можно говорить о множестве причин, приведших к конфликту, но складывается впечатление, что есть попытка запустить сценарий радикальных изменений в регионе.
Самое тревожное для России, что волнения начались именно в Казахстане - ближайшем союзнике России в регионе, члене Таможенного союза и ЕЭП.
Весьма вероятно, что в нынешнем году руководство Узбекистана и Таджикистана столкнется с резким ростом протестных настроений. Усилению нестабильности в этих странах будет способствовать вывод американских войск из Афганистана. Пока непонятно, каким образом будет выстроена новая система безопасности в регионе.
Лидеры соседних с Афганистаном стран хотят, чтобы Россия стала по факту гарантом безопасности их режимов, ссылаясь на свое членство в СНГ и ОДКБ. При этом главы центральноазиатских государств весьма прохладно относятся к попыткам Москвы усилить свое военное присутствие (включая контроль за южными границами СНГ). Видимо, с особой тревогой Россия будет следить за развитием событий в Узбекистане. Тому есть несколько причин: в частности, по поступающей из Ташкента информации, в конце прошлого года резко обострилась клановая борьба в окружении президента Ислама Каримова.
В свою очередь, Каримов, желая перехватить инициативу, пошел на целый ряд серьезных кадровых изменений. Так, в конце декабря 2011 года он освободил от занимаемой должности секретаря Совета национальной безопасности Мурада Атаева, назначив на его место первого заместителя министра обороны Баходира Ташматова. Должность секретаря СНБ - одна из самых значимых во властной структуре Узбекистана.
Уже в этом году перемены произошли и в узбекском МИДе - 13 января президент назначил министром иностранных дел Абдулазиза Камилова, до того занимавшего пост первого заместителя министра. Отстранен от должности заместитель министра иностранных дел Бахтиер Исламов, курировавший отношения с СНГ (по неофициальной версии, в вину ему ставится отсутствие прогресса в отношениях с Россией, точнее, неготовность Москвы выполнять многие пожелания узбекской стороны).
Ислам Каримов сам признает, что ситуация вокруг Узбекистана усложняется. “Серьезным вызовом региональной стабильности и безопасности является ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в отдельных странах региона”, - заявил Каримов 13 января, обращаясь к руководству Вооруженных cил страны.
Тем временем узбекская оппозиция пытается освоить “арабский сценарий”: в сети Facebook создано несколько инициативных групп с целью организации мирных протестов в Узбекистане.
Как узбекские аналитики, проживающие за рубежом, так и западные эксперты сходятся во мнении, что спусковым крючком волнений может послужить попытка Ислама Каримова передать власть своей дочери Гульнаре (неофициально обсуждалась возможность назначить ее главой нижней палаты парламента - олий мажлиса).
Украина: газ, ГТС,
римейк “оранжевой
революции”
2011 год окончательно рассеял иллюзии о возможности присоединения Украины к интеграционным проектам ЕврАзЭС - Таможенному союзу и ЕЭП. Если раньше президент Украины объяснял свой отказ обязательствами по членству в ВТО, то после вступления России в эту международную организацию такие аргументы уже не работают.
Стало также ясно, что Киев не готов идти на создание газотранспортного консорциума с Москвой.
Сейчас Россия и Украина оказались на пороге нового масштабного газового противостояния.
Украина не готова пойти на реальное создание совместного газотранспортного консорциума (особенно в год парламентских выборов, поскольку оппозицией это будет представлено как “сдача национальных интересов”). В то же время Киев будет продолжать настаивать на предоставлении скидок на газ.
После выборов в Верховную Раду, которые намечены на октябрь нынешнего года, вполне вероятно, сложится новая конфигурация власти на Украине: не исключен сценарий, при котором нынешняя провластная Партия регионов и ее тактические союзники могут потерять не только конституционное, но и простое большинство в украинском парламенте.
Гипотетическое поражение ПР может стать катализатором для римейка “оранжевой революции” под лозунгами досрочной отставки президента Виктора Януковича и правительства Николая Азарова. В любом случае политика Януковича под давлением радикальной оппозиции может стать более конфронтационной по отношению к России.
Пока что Верховная Рада отложила ратификацию соглашения по созданию зоны свободной торговли в СНГ (ранее предполагалось, что украинский парламент ратифицирует это соглашение синхронно с российской Государственной Думой). Киев дает понять, что пойдет на ратификацию соглашения только после получения новых скидок на поставляемый российский газ.
Как совместить
форматы СНГ и ЕЭП?
С 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии и Казахстана начали действовать нормативные документы Единого экономического пространства (всего было подписано 17 базовых соглашений). К единому рынку товаров (он фактически создан в рамках Таможенного союза) добавляется единый рынок труда и капиталов.
Кроме того, органам власти трех стран придется согласовывать макроэкономическую и валютную политику, хотя о введении единой валюты речь пока не идет.
С февраля 2012 года начинает действовать коллегия ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) - новый наднациональный орган, который будет руководить интеграционными процессами в форматах уже существующего Таможенного союза и Единого экономического пространства. От успешности деятельности этого наднационального органа будет в решающей степени зависеть, станет ли Евразийский союз реальностью.
Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы - специально для “РИА Новости” |