|
Ольга Шишанова из Астаны
Размышления султана Бейбарса
Накануне Нового года в Астане и Алматы прошла праздничная Декада казахстанских фильмов, посвященная 20-летию независимости Республики Казахстан
Программа этого мини-фестиваля в Астане включала в себя презентацию выпущенных на DVD “Цикл документальных фильмов о Первом Президенте Республики Казахстан Н.А. Назарбаеве” и “Антологию казахского кино”. Кроме того, были показаны такие фильмы, как “Байтерек”, “Рывок”, “Нежданная любовь”, “Кто вы, господин Ка?”, “Сказ о розовом зайце”, “Ликвидатор”, “Биржан Сал”, “Жеруйык”, “Возвращение в А” и “Небо моего детства”. Программа декады в Алматы состояла из показа документальных фильмов АО “Казахфильм” последних лет, посвященных жизни и творчеству известных деятелей культуры Казахстана. Своим мнением о казахстанском кино и о прогнозах в отрасли синематографа мы попросили поделиться мэтра отечественного кино, народного артиста Казахстана, актера театра и кино Асанали Ашимова
- Асанали Ашимович, в чем, по-Вашему, состоит миссия актера?
- Миссия актера не просто в игре на сцене. Ему до всего должно быть дело, он обязан работать с костюмером, художником. Актерский поиск начинается с гримуборной, это не проходная комната, здесь должны висеть портреты тех, кого боготворишь. И еще. Неряшливый актер - не актер. Какой можно создать образ в грязных носках и рубашке?
- Что Вы скажете о современных постановках?
- Должен вас огорчить: хороших режиссеров, по моему мнению, в Казахстане до обидного мало, их практически нет. Некоторые считают себя гениями, переделывая казахские эпосы на современный лад. И это считается находкой! Свою историю нужно возвышать, а не опускать. В чем секрет вечных, классических постановок? Во времени, во вложенном в него труде.
- Когда Вас пригласили на главную роль в “Султан Бейбарс”, то оказалось, что Вы давно не играли в театре и не снимались в кино. Вы не боялись, что перестали быть гибким?
- Такого не может произойти никогда. По-настоящему талантливый человек, будь он архитектор, врач или художник, останется таковым до конца.
Настоящий актер - как золото. Про этот металл на Востоке говорят, что со временем он становится еще более драгоценным.
В кино человек зависит не только от самого себя - какими бы талантливыми ни были режиссер, оператор или артист, но если коллектив не будет слаженно работать в жару и в мороз, то фильма не будет.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Грех жаловаться, в принципе, я счастливый человек, несмотря на то, что рос без отца, был ребенком войны, и мне многое пришлось пережить. Но все эти жизненные перипетии, произошедшие со мной, впоследствии помогли мне в творчестве.
- Что Вы думаете о сегодняшнем развитии казахстанского кино?
- У казахстанского кино была трудная дорога. Надеюсь, все же наши надежды оправдались. Сегодня около 20 фильмов в запуске. Наш кинематограф сделал стремительный скачок вперед. Мы не уступаем мировому кино ни в замыслах, ни в творческой жизни, ни в производстве. Кроме того, к нам часто приезжают гости из Голливуда, из России. Это, я считаю, тоже показатель. А когда были 90-е, то казалось, что в этом павильоне нет ничего, кроме “Перекрестка”.
- Что изменилось сегодня в прокате?
- Радует, что зритель все больше начинает ходить на показы, в кинотеатры. Да и актеры создают продукцию все больше для своего народа. Надеюсь, что останавливаться мы не будем. Выросло новое поколение актеров и режиссеров. Не надо говорить, что самое высокое - это Каннский кинофестиваль. Надо быть патриотом.
Или вот такие цифры. Например, в 2008 году в казахстанском прокате было где-то 2-3 процента отечественного кино, а зрителей где-то 4-5 процентов. Сейчас - 9 процентов казахстанского кино в прокате. Например, то же продолжение “Иронии судьбы” собрало более 1 миллиона зрителей.
- Что Вы думаете о будущем казахстанского кино?
- Наши молодые актеры живут в хорошее время. У них есть возможность заниматься любимым делом, проходить курсы актерского мастерства в Лос-Анджелесе. Даже лет 5 назад этого еще не было.
И работы у нашего кинематографа непочатый край. Мы пока, к сожалению, не используем на полную мощность наш национальный фольклор, как это делают, например, англичане, снимая исторические фильмы, основанные на истории своей страны, или французы, которые делают то же самое. А ведь наша история столь же богата событиями.
Тем не менее мы выезжаем с миссией показа отечественного кино по всем регионам страны, встречаемся со зрителями, которые хотят видеть своих актеров и режиссеров, смотреть свое кино. |