|
Галя Галкина
Он - представитель поколения физиков и лириков, тех, кто постигал науки и оставался романтиком, гуманитарием, мечтателем, кто старался соответствовать всем требованиям своей науки, профессии, но находил время для творчества, и оно давало упоительное ощущение свободы. Он входит в эшелон лучших исполнителей джаза, рок-н-ролла, популярной музыки. Известный музыкант, вокалист, гитарист, аккордеонист Валихан Мусин долгие годы преподавал политэкономию в вузах, но при этом никогда не расставался с любимой музыкой. Он признавал половинчатость, раздвоенность своей жизни - между научным коммунизмом и абсолютно ненаучными, выламывающимися из всех рамок джазом, рок-н-роллом, роком... Между упорядоченной жизнью преподавателя, чиновника и полуночным бытием солиста джаз-бэнда. Совсем недавно Валихан Мусин определился - он окончательно выбрал музыку
Но его выбор вызвал неоднозначное отношение окружающих. Многие сочли этот шаг несерьезным, другие же отнеслись с долей зависти и восхищения, что человек смог позволить себе свободно заниматься любимым делом.
- Какой все-таки у Вас диплом? Музыканта?
- В моем дипломе образца 1980 года указана специальность “Преподаватель политэкономии”. Образование получил на философско-экономическом факультете отделения политической экономии КазГУ имени С.М. Кирова.
Мы изучали обширный курс, включающий Политэкономию социализма, капитализма, основанных на “Капитале” Маркса и работах Ленина. А также на материалах съездов КПСС.
- Вы получили свой диплом в 1980 году. Еще десятилетие было до распада Союза.
- Когда было обществоведение в 10 классе, мне понравился раздел “Политэкономия”. Еще в студенчестве многие вступили в компартию. Но я отказывался от анкеты, объяснял, что не готов. В горбачевскую перестройку авторитет партии начал резко падать, коммунисты решили это исправлять пополнением рядов, стали всех массово вовлекать в партию. Накануне развала Союза меня настойчиво позвали в ряды КПСС, открыто сказали: либо я вступаю в партию и продолжаю работать, либо конец карьере.
- И каких высот в карьере чиновника Вы достигли?
- После неполных трех лет отработки в вузе в Джамбуле вернулся в Алма-Ату, стал работать на госслужбе - помощником председателя Государственного комитета по управлению госимуществом КазССР. Но это длилось недолго. Если бы остался в должности, наверное, сейчас бы дорос до большого чиновника. Но все же, думаю, что не смог бы принять эту систему. Чтобы в ней оставаться, нужно быть настроенным, терпеливым. Но где грань между добротой и безволием? Добрый не может быть хитрым. И даже в гневе он не позволит себе унижение, оскорбление другого человека. Мне это всегда было тяжко наблюдать в среде чиновников.
Папа Валихана Мусина - казах, мама - татарка из Пензенской губернии Кузнецкой волости, села Большого Труева. Музыкальность, несомненно, от мамы.
- По рассказам мамы, мой дед - полковник царской армии. Она помнит его в кителе с эполетами. Был репрессирован. Весь род моей мамы был музыкальным. Все играли на гармошке. И сейчас я прихожу в волнение от звуков гармошки и татарской народной лирической песни с переливами. Мой кумир Ильгам Шакиров, татарский Паваротти.
Валихан сам выразил желание пойти в музыкальную школу. И выбрал аккордеон.
- Мне он понравился по красоте. Аккордеон стоял в ЦУМе на витрине, и это была сказка! Инструмент был подсвечен, выглядел великолепно. “Вельтмастер” - перламутровый... Мама купила мне его в кредит, стоил он порядка 300 рублей. Юному аккордеонисту прочили большое музыкальное будущее. Его собирались без экзаменов взять в музыкальное училище.
И хотя Валихан так и не поступил в музыкальное училище, он стал известным самобытным музыкантом.
- Такое половинчатое состояние... Первый музыкальный ансамбль создали еще в школе. Играли на танцах... Когда поступил в КазГУ, сразу организовали вокально-инструментальный ансамбль “Логос”. Мы успешно выступали. Если вспомнить КазГУ 75-80-х годов, это была интересная жизнь. Около 16 факультетов в университете, и на каждом - свой ансамбль, а то и два. Фестивали “Студенческая весна”, “Студенческая осень”... Зал мехмата на Масанчи - Кирова собирал огромную аудиторию. По два-три дня шли конкурсы, народу собиралось! Множество музыкантов, публика разбиралась в музыке. Это было стильно и модно - играть на гитаре, барабанах. Музыка всегда сопровождала наше поколение. И уже когда преподавал свой предмет, все-таки занимался музыкой, постоянно примыкал к ансамблям, пел, играл. И до сих пор это продолжается.
В 2006-2008 годах Валихан достиг наибольшего профессионального уровня, когда его пригласили в джаз-бэнд “Про-Джаз”... Эта группа была создана по инициативе бизнесмена Евгения Лима, бывшего музыканта, который вложил свои средства в бэнд, пригласил лучших музыкантов той поры, даже из ближнего зарубежья. На саксофоне играл Эдуард Саршаев, на трубе - Валерий Баннов, Константин Логвинов, музыканты оркестра Ташкентского радио и телевидения - трубач Александр Хаберханов, на тромбоне - Виктор Курницкий, пианист - Гоча Сирадзе. Яков Николаевич Хан был музыкальным руководителем и дирижером, Валихан Мусин - вокалистом, пел джаз.
- Это было счастье и колоссальное удовольствие работать в таком коллективе, с живым оркестром, прекрасными музыкантами. Сущность человека такова: он о чем-то мечтает, потом достигает цели... И что? Куда двигаться дальше?
Однажды Валихан увидел себя, стоящего в белом фраке на большой сцене, где играл огромный оркестр. Валихан в этом сне пел “Последний вальс” Хампердинка. И вот этот сон сбылся!
- В нулевых годах я впервые выступил в концерте “Алматы - моя первая любовь”. Все было почти так же, как во сне. Я находился на сцене, ярко освещенной огнями рампы, играл оркестр, я пел песню Тома Джонса Shi`s a Ledy. Мечта исполнилась, сбылся сон... И что же дальше? Можно теперь умереть? Но, оказывается, появляются другие произведения, планы. И это новая жизненная подпитка. Особенно интересен сам процесс.
- А если бы Вы поставили цель и в дальнейшем заниматься политэкономией в современных реалиях, то, наверное, продвинулись бы в этом?
- Но я не ставил перед собой такой цели. Что бы я хотел еще сделать? Я хотел бы написать автобиографическую книгу. Конечно, с долей юмора и скептицизма. Взгляд назад из настоящего. С высоты своего опыта. Ведь люди моего поколения прожили интересный этап жизни - от Хрущева до Назарбаева, Путина и Медведева. Есть, о чем поразмышлять, что вспомнить, над чем улыбнуться и погрустить. Ведь это не только внешние события. Мы проживали это время с определенными эмоциями, настроениями. Помните, как протекали лихие девяностые...
- И все же советская эпоха оставила у Вас ностальгию...
- Советский Союз был великой интернациональной державой, с которой считался мир. У страны были большие достижения - в области образования, социального обеспечения, культуры... Остались очень теплые воспоминания о том времени. Ничто не заменит ощущения праздника, когда люди шли на демонстрацию 1 мая или 7 ноября. И в воздухе висело это ощущение праздника. Такого нет почему-то сегодня.
- Может быть, это потому что люди были охвачены стремлением построить светлый и справедливый мир? И создавали его, наивно в это верили?
- Надо отдать должное той машине, государственному аппарату, который сумел воспитать генерацию патриотов, оптимистически настроенных людей. Почему при современных средствах массмедиа, их технических возможностях сегодня не удается добиться подобного? После развала Союза был предопределен единственный путь - рыночная экономика. Ничего лучшего, видимо, пока не придумано. И в этой системе координат люди получили иллюзию, что могут иметь все: “Сделайте только шаг!” Но какой шаг? Такая же иллюзия создана и в области культуры: “Хочешь петь, пой!” И не нужно для этого учиться несколько лет, постигать основы гармонии. Не нужно даже иметь вокальные денные: “Ты можешь стать звездой!” Но эта иллюзия страшна! И все рванули в звезды. Чиновник из Министерства культуры, принимая программу, может предъявить требование музыкантам: “Что это у вас там?” Ему отвечают: “Струнный квартет”. А струнный квартет включает скрипку, альт, виолончель и фортепиано. И это классика жанра со времен Моцарта... Чиновник с видом знатока распоряжается: “Что-то бедновато, добавьте человека два-три. Несолидно”. Людям дарят сказку, которая одних приводит к разбитому корыту, других - к потребительству без границ.
- Поколение современных молодых людей - стремительное, динамичное... У них клиповое мышление. Они не в состоянии читать длинные тексты, им нужно все короче и быстрее. Вы находите общий язык с Вашей дочерью, с молодежью?
- Моя дочь учится на факультете арт-менеджмента в Консерватории имени Курмангазы. Я вижу, что она живет в ином ритме, чем я. Ее поколение воспитано Интернетом, общением в чатах. Я учился печатать тексты на “Ятрани” одним пальцем. Был в ту пору чиновником, получал письма и делал закладки. И ведь сегодня я не печатаю быстрее...
Мы живем в разных ритмах, в разном ощущении времени...
- Но зато Вы великолепно играете на гитаре, аккордеоне и неподражаемо поете джаз, рок, умеете импровизировать... И, мне кажется, Вы обязательно напишите свою книгу - взгляд в романтическое и ностальгическое прошлое из прагматичного настоящего.
Уважаемые читатели газеты “НП”, поздравляю вас с наступающим 2012 годом! В канун Нового года все мы вольно или невольно подводим итоги и строим планы на будущее. Мы живем в сложном, быстро меняющемся мире, поэтому желаю вам найти и сохранить гармонию с собой и этим самым окружающим миром. Здоровья и счастья! |