|
Юлиана Жихорь
Вчера в Астане стартовал VI Форум европейских и азиатских медиа-2011, собравший в одном зале более 250 представителей масс-медиа из стран СНГ, Балтии и Грузии.
Руководители СМИ и ведущие топ-менеджеры медиаиндустрии постсоветского пространства, блогеры, эксперты, аналитики решали главную проблему современности - как отрасли преодолеть кризис доверия в период нестабильности экономики и как найти новые способы трансформации традиционных СМИ в современных медиаусловиях
Развитие технологий и участившиеся экономические кризисы (особенно последний) заставили традиционные средства массовой информации по-новому взглянуть на формы и методы своей работы. СМИ сегодня приходится искать пути собственного интегрирования в разросшееся информационное поле, когда фактически каждый пользователь Интернета является поставщиком информации. “С редакторской точки зрения, само понятие журнализма изменяется, - заявил президент Международной федерации журналистов Джим Бумелла. - До недавних пор газета - это было нечто, где информация производилась небольшой группой людей, которые знают, для очень большой группы, которая не обладала знаниями. Но сейчас практически у всех есть возможность публиковаться и информировать самих себя. Дедлайн сейчас заменен постоянным новостным циклом 24 часа. И газеты отходят от простого текста в пользу комбинации видеоаудиоданных, а также текста”.
Если говорить по-простому, Интернет отбирает хлеб у традиционных СМИ. На Интернет переориентировалось большинство читателей (особенно в развитых странах) и рекламодатели. А потому сегодня печатные газеты и журналы вынуждены искать пути преодоления кризиса финансирования.
Эксперты считают, что традиционный бизнес-подход к этой сфере неприменим. Например, увольнение репортеров и закрытие бюро сокращает объем затрат, но значительно понижает качество издания, поскольку СМИ теряет драгоценные журналистские ресурсы. Как следствие, средство массовой информации переформатируется в поиск скандалов любой ценой в ущерб стандартам журналистики. Ярким тому примером является недавний скандал в Великобритании о хакерстве телефонов, разразившийся в медиаимперии Роберта Мэрдока.
“Это является примером того, как империя снизила стандарты журнализма, это ее черный час, когда упрощаются самые лучшие традиции дерзкого, здорового журнализма, замещаясь погоней за сенсациями и журнализмом с эротическим содержанием”, - заявил Джим Бумелла.
Кстати, по его мнению, на современные СМИ, на их методы преодоления кризиса крайне негативно влияют их владельцы. По мнению Бумеллы, концентрация владения средством массовой информации “все меньшим и меньшим количеством рук”, увеличение частного и инвестиционного капитала приводят к тому, что управляющие СМИ принимают решения, в большей степени отвечающие интересам акционеров, нежели понятию журналистики. То есть превращают издания в средство зарабатывания капитала.
Однако подобная политика вызывает цепную реакцию: уменьшение числа качественных журналистов приводит к снижению качества изданий, уменьшению распространения и в итоге - к потере читателей. Что еще более усугубляет финансовое положение СМИ.
В условиях кризиса многие печатные издания, особенно в США, активизировались в освоении развивающихся рынков. Сегодня американские издания, теряющие рынок на родине, активно продаются в Индии, Китае и Бразилии. В то время как другие переориентировались на интернет-пространство.
По мнению экспертов, собравшихся на форум, будущее журналистики как профессиональной сферы предоставления информации лежит в “гибридных технологиях”, связывающих традиционные СМИ и цифровые: традиционные формы, блоггерство, развитие всего контента, который генерируется пользователями.
Для Казахстана эта сфера хоть и нова, но уже получила свое развитие. Сегодня в стране более 40 процентов населения использует Интернет. А потому Министерство связи и информации, по словам его главы Аскара Жумагалиева, “оказывает поддержку СМИ (электронным. -
“НП”), формирует соответствующие сайты, проводит тренинги”. “Уже есть первые успехи - у нас появилось такое СМИ, которое зарабатывает больше в Интернете, нежели через печатные СМИ”, - сообщил Жумагалиев.
На повестке дня пути взаимодействия новых и традиционных СМИ - влияние, “развод”, трансформация, развитие медиаплатформ нового поколения и общественные процессы, обсуждение сегодняшней роли социальных сетей и степень влияния медиаиндустрии в условиях нестабильной экономики. И, конечно же (как реакция на британский скандал с прослушками), - госрегулирование в Интернете и его влияние на медиа.
Сегодня Форум евразийских и азиатских медиа является единственной площадкой медиарынка постсоветского пространства. “Без лукавства, ФЕАМ - это площадка для профессионального диалога. В этом и есть смысл - в том, чтобы был диалог”, - заявила главный редактор “РИА Новости” Светлана Миронюк. Главное, как говорили все выступавшие на форуме, чтобы результатом этого диалога были практические шаги. Тем более что для постсоветского пространства это хороший повод измениться - форум проходит под девизом “20 лет независимости: СМИ и общество”.
Астана |