|
Алан Байтенов
Таможенный союз обяжет Казахстан производить топливо мирового стандарта. А именно, принятие технического регламента ТС “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту” заставит отечественные НПЗ форсировать программу модернизации. Техрегламент вступит в силу 31 декабря 2012 года, однако Казахстан, по словам представителей Министерства нефти и газа (МНГ), начнет производить топливо соответствующего стандарта только к 2016 году. Поэтому не исключено, что нас ожидает очередное повышение цен на ГСМ - вполне возможно, бензин и дизельное топливо соответствующих стандартов будут закупаться на территории соседних стран до тех пор, пока не будет получен отечественный продукт
Разница сроков принятия регламента и планов реальных поставок отечественного топлива более высоких стандартов объяснима. Техрегламент предполагает переходный период, который длится в течение трех лет. В то же время, согласно заявлению директора департамента нефтехимии и технического регулирования МНГ Шолпан Хайдаргалиевой, потребитель фактически с 1 января 2013 года будет в праве требовать на АЗС документацию, отражающую характеристики реализуемого топлива. Поэтому не исключено, что в будущем Казахстан увеличит количество приобретаемого российского бензина и дизеля, соответствующих принятым стандартам. Тем самым, вполне вероятно, мы обретем ощутимую зависимость вплоть до 2016 года от российских поставок. (Как известно, на территории России со стандартами качества производимого топлива совершенно иная ситуация. В частности, НПЗ уже на пороге открытия полномасштабного производства топлива категорий К-4 и К-5 (Евро-4 и Евро-5). Следовательно, нас ожидает уже не сезонное повышение цен на ГСМ, а постоянное.
Конечно, Казахстан подстраховался, в частности, выторговал себе несколько иные условия. По словам Шолпан Хайдаргалиевой, для каждой из стран - участниц ТС оговорены сроки перехода к производству и потреблению ГСМ новых стандартов. И у Казахстана есть своя договоренность. Так, после вступления в силу техрегламента, у нас будет еще год от каждого срока введения порогов Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Это, с одной стороны, должно несколько обезопасить внутренний рынок, однако отечественные НПЗ ожидает крупномасштабная модернизация, и в этот период, естественно, ни о каких 100 процентах мощности не может идти и речи. Тем самым подобная программа в первую очередь спровоцирует дефицит. К тому же сегодня нет гарантий, что отечественные НПЗ уложатся в этот выторгованный год отсрочки. И если не успеют, то Казахстану не из чего будет выбирать, кроме как пойти на уже озвученный нами шаг - обрести практически полную зависимость от зарубежных поставок топлива. Можно, конечно, допустить, что 365 дней - это достаточно для перехода на новую ступень (тем более что каждый факт отставания от сроков будет на личном контроле главы государства), однако опять-таки НПЗ до 2016 года будут жить в режиме аврала, работая на будущее качество, а не на количество.
С другой стороны, новость о том, что мы теперь будем использовать преимущественно российское топливо, кого-то может, наоборот, обрадовать. (Но только в том случае, если Казахстан в течение переходного периода будет закупать топливо, повинуясь принятым стандартам, а не дополнительным преференциям, что дает тот самый год. То есть вместо возможности покупать К-4 и К-5 будем пользоваться правом потреблять К-2 и К-3.) При практически полной зависимости Казахстана от поставок топлива из-за рубежа включить программу государственного регулирования стоимости социально значимых видов топлива уже не получится. Да, цены, конечно, взлетят до уровня рыночных, но зато мы больше не будем вспоминать о сезонном дефиците ГСМ.
Между тем стоит вспомнить и про отечественную программу модернизации НПЗ, которая была рассчитана до 2014 года. Как известно, по ней уже были созданы и приняты ТЭО. Но, по всей видимости, эта программа потеряла свою актуальность в свете последних событий. Так как в первую очередь была направлена не на улучшение качества производимого топлива, а на увеличение выхода продукта. Кстати, со дня заявления о начале реализации программы прошел всего месяц, а она уже устарела. И это дает основание полагать, что некоторые ведомства, по всей видимости, совершенно оторваны от реально происходящих процессов. Хотя, не исключено, что они попросту зависят от поступающих директив и указаний. Видимо, поэтому из них не вытянешь и слова, например, относительно верности или ошибочности нашего утверждения о грядущей топливной зависимости и, как следствие, тотального повышения цен на ГСМ на внутреннем рынке в самом скором времени (дадут комментарий, а завтра ситуация вдруг изменится кардинально). |