|
Юлиана Жихорь
О недостаточной степени ареала применения государственного языка и степени владения им населения говорится много. Принята даже специальная программа, итогом которой должно стать всеобщее овладение казахским языком к 2020 году. В документе, подписанном 138 национал-патриотами и общественными деятелями, изложены методы популяризации казахского языка - исключить из законного поля русский
“Несмотря на то, что в 7-й статье Конституции четко написано: “В Республике Казахстан государственным языком является казахский” и несмотря на доказательства Конституционного совета о том, что второй пункт этой статьи (“наравне с казахским официально употребляется и русский язык”) не означает, что русский язык является “официальным” и что он никак не может стать вторым государственным языком, данный пункт 7-й статьи вводит в заблуждение народ, русский язык незаконно выполняет функцию государственного языка. Поэтому нужно исключить второй пункт 7-й статьи из Конституции”, - говорится в письме 138 активистов к президенту, главе правительства и спикерам палат парламента.
Авторы цитируют президента, сказавшего однажды, что за 15 лет можно обучить языку даже медведя, после чего констатируют: “Что поделать, если даже сказанная президентом горькая правда: “За 15 лет и медведь бы выучился государственному языку” не заставила задуматься русскоязычных?”
Письмо, конечно, наделало много шума как среди радетелей госязыка, так и среди русскоговорящих. Однако скандальный вид оно обрело после того, как стало ясно, что большинство подписантов либо вообще не в курсе, что они “подписанты”, либо соглашались ставить подпись лишь заочно и только под утверждением о поддержке государственного языка. Как, например, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, у которой подпись “взяли” по телефону, - позвонили в Турцию и предложили завизировать. “Они спросили: “Вы поддерживаете?” Ну, я примерно знаю, что этот товарищ (кто это - певица не уточнила) всегда агрессивный. У него есть такие моменты. Но я не думала, что он будет настолько... С этим я не согласна”.
Впрочем, о том, что он подписал, не знает даже “главный национал-патриот” страны Мухтар Шаханов, считающийся, к слову, автором данного обращения (его подпись стоит первой) и, судя по заявлениям многих политиков, лично собиравший подписи. Однако в многочисленных интервью журналистам он всячески отнекивался от поддержки подобного заявления, говоря о том, что выступает лишь за расширение сферы применения государственного языка и обязательное владение им населения. И искренне недоумевает, почему журналисты говорят о предложении исключить русский язык из Конституции. Такое впечатление, что и Шаханов поставил свою подпись заочно, не читая...
Примерно в такой же ситуации оказались и другие известные политические (и не только) деятели.
Председатель Демократической партии Казахстана “Ак жол” Азат Перуашев лично не ставил подпись под письмом на имя главы государства. Но поддерживает “общий дух и смысл” обращения: казахский язык должен стать преобладающим, но эволюционным путем. “Что касается готовности к крайним мерам, о которых пишут авторы письма, я категорически с этим не согласен, я под этим не подписываюсь”, - заявил Перуашев. Лидер коммунистов Газиз Алдамжаров также не читал текста “открытого письма”, подписав его по телефону: “Мне позвонил Шаханов и попросил подписать открытое письмо по поддержке казахского языка, я попросил выслать текст, но он сказал, что это срочно. Я согласился, потому что считаю, что государственный язык нуждается в поддержке и развитии. Но когда прочитал текст письма... Получается, я вхожу в движение “Защитим Конституцию” и, выходит, противоречу сам себе, раз подписался под этим письмом. Казахский язык нужно развивать, но при этом нельзя идти против Конституции”.
Сопредседатели ОСДП “Азат” Булат Абилов и Жармахан Туякбай, чьи подписи тоже стоят под письмом, также открестились от участия в “языковом заговоре”. Пресс-служба партии распространила официальное сообщение, в котором говорится, что “партия обсуждала и в целом поддержала вариант данного письма, не предусматривающий ограничений применения языков других национальностей. Опубликованная же редакция коллективного обращения, содержащая требование исключить из Конституции пункт 2 статьи 7, закрепляющий за русским языком статус официального, нашей партией не обсуждалась”.
В общем, так и осталось непонятным, кто подставил Шаханова и выпустил в свет именно такую редакцию обращения.
Как ни прискорбно, но статус языка неизвестных авторов письма заботит в самую последнюю очередь. Скорее, это нечто из разряда политтехнологий - через год в стране выборы в законодательное собрание. И вполне возможно, что многие из политических деятелей, не пользующихся нынче большой популярностью у электората, решили таким образом проверить общественные настроения, а заодно “засветить” свои имена. Так считает, например, советник президента по политическим вопроса Ермухамет Ертысбаев: “Некоторые лидеры партий поставили свои подписи, на мой взгляд, из конъюнктурных соображений, потому что у нас 67 процентов электората - это казахи. И они надеются, что казахский электорат активно их поддержит. Они очень ошибаются”. Депутат мажилиса Ирак Елекеев: “Это попытка некоторых заработать политические очки, своего рода подготовка к предстоящим парламентским выборам”.
С другой стороны, не исключено, что инициировано появление этого опуса было партиями, подписи которых не фигурируют под документом, - хороший способ убрать если не конкурентов, но мешающихся “под ногами”.
Пока одни граждане спорят, другие, как сказал бы Бабель, “начинаются бояться”. Депутат мажилиса парламента Казахстана Бахыт Сыздыкова рассказала: “Ко мне со вчерашнего дня, как только это появилось в прессе, обращаются друзья и знакомые и говорят: “Что, нам паковать чемоданы и уезжать из Казахстана, раз мы не знаем казахского языка?” (По слухам, из Казахстана даже увеличился отток капиталов на покупку недвижимости в странах ближнего зарубежья.)
В общем, г-жа Сыздыкова тоже предлагает изменить пункт 2 статьи 7 Конституции о статусе русского языка. Но изменить “по-другому”: “Наряду со статусом русского языка, наверное, нужно уже закрепить официальный статус английского языка, потому что мы говорим об интеграции Казахстана в международное пространство”.
Астана |