|
Юлиана Жихорь
Проблема задержки авиарейсов в очередной раз беспокоит власти. На днях Министерство транспорта и коммуникаций заявило о намерении ужесточить ответственность перевозчиков и аэропортов за задержки регулярных рейсов
Пора отпусков в разгаре. Желающие отдохнуть на морях-океанах казахстанцы в первый день своего путешествия нередко сталкиваются со ставшей традиционной проблемой - задержкой порой на несколько часов авирейсов, - теряя драгоценное (в прямом смысле) время отдыха. Недавно мне самой непосчастливилось ожидать своей вылет (в Москву) более двух с половиной часов. Многие соседи по рейсу и залу ожидания нервничали - кто-то “использовал” столицу России, как стыковочную остановку для путешествия дальше: одни на самолетах, другие на поездах. Некоторые, еще сидя в Алматы, с тревогой поглядывали на часы, говоря, что “уже по-любому опаздывают на следующий рейс”, и клялись сами себе, что отныне предпочтут летать “любой другой авиакомпанией, только не казахстанской”.
Причиной задержки нашего рейса, как выяснилось, было отсутствие бортов. (Предназначенный для полета в Москву самолет отдали уже ожидавшим несколько часов вылета путешественникам в Киев.) В Транспортной прокуратуре Казахстана заверяют, что отныне (точнее после принятия поправок в действующее законодательство) подобных накладок случаться не будет - авиакомпании страны обяжут иметь резервные самолеты на случай задержки судов с предыдущего рейса. (Например, крупнейшая авиакомпания страны сегодня обслуживает 54 рейса (из них 31 международный), имея в парке воздушных судов 24 самолета, включая “Фоккеры-50”.
Кроме того, готовятся законодательные поправки, ужесточающие административную ответственность руководителей авиакомпаний и аэропортов за задержки рейсов. Об этом сообщил глава Минтранскома Берик Камалиев на встрече с руководителями аэропортов республики по вопросам авиационной безопасности и развития инфраструктуры аэропортов. В совещании также принимали участие представители авиакомпаний “Эйр Астана”, “Скат”, “Евро-Азия Эйр”, АО “ФНБ “Самрук-Казына”, а также правоохранительных органов.
Если за весь 2010 год в Международном аэропорту Астаны зарегистрировано 148 задержек авиарейсов, то за шесть месяцев текущего года - 123. Основная часть задержек, утверждают сотрудники прокуратуры, произошла по вине авиаперевозчиков.
При этом утверждается, что наши авиакомпании не выплачивают пассажирам штрафы в размере трех процентов от стоимости билета за каждый час задержки.
Очень часто задерживают пассажиров и аэропорты - только у “Эйр Астаны” по причинам, связанным с действиями пассажиров и оформлением багажа, было в прошлом году задержано почти 9 процентов рейсов. Столько же за первое полугодие этого года. Из-за проблем с оборудованием воздушных судов в 2011 году было задержано 7,3 процента рейсов авиакомпании, а в 2011-м - 6,7 процента. Из-за ненадлежащей работы наземных служб обслуживания аэропорта в прошлом году задержали 5,2 процента рейсов, тогда как в 2011-м - 6,7 процента. Кроме того, по сведениям прокуроров, с 4,3 до 8,5 процента возросло количество случаев задержки в связи с работой служб управления воздушным движением аэропортов.
Министерство транспорта и коммуникаций решило всерьез заняться контролем деятельности и перевозчиков, и аэропортов. Первых, как уже было сказано, обяжут иметь запасные самолеты. Вторых - обновлять свое оборудование и соблюдать правила обслуживания (в соответствии с мировыми качественными и временными стандартами). Дабы не получилось, как в конце июня, когда по причине сбоя в системе регистрации аэропорта Алматы были задержаны десятки рейсов. Собственно, и авиакомпании признают - кроме погоды и наличия самолетов на регулярность вылетов влияет и “эффективность взаимодействия служб авиакомпании и аэропортов, а также состояние взлетно-посадочных полос”. В связи с этим Берик Камалиев призвал аэропорты обратить внимание на необходимость реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов, обновление спецтехники для обслуживания воздушных судов и пассажиров и качество предоставления аэропортовских услуг.
Астана
Комментарий “Эйр Астаны”
Жанна Бадаубаева, департамент по связям с общественностью компании “Эйр Астана”
- Верно ли утверждение, что национальный перевозчик не выплачивает пассажирам компенсацию за задержку рейса?
- В случае, если задержка произошла по вине авиакомпании, “Эйр Астана” выполняет все свои обязательства. И для этого пассажирам необходимо обращаться в отдел по работе с клиентами авиакомпании, где, если будут предоставлены все документы, примут решение о выплате компенсации. И пассажир это может сделать непосредственно в аэропорту, написать письмо и обратиться с ним нашим к сотрудникам. Случаев, когда авиакомпания отказывалась от компенсации, не было.
- Как вы относитесь к решению принять поправки в законодательство, которые обяжут авиаперевозчиков иметь резервные самолеты на случай задержки судов с предыдущего рейса?
- Если посмотреть статистику задержек рейсов, видно, что в первую очередь были задержаны так называемые спаренные рейсы. Это когда самолет летит в один пункт, а потом возвращается. Вообще подобное планирование рейсов - мировая практика. В то же время если самолет, например, в связи с погодными условиями вылетел с задержкой, то и прибыл с задержкой, следовательно, и возвращается также с опозданием. К сожалению, предусмотреть такое количество резервных бортов, чтобы вообще не допускать задержек рейсов из-за позднего прибытия самолетов, невозможно. Потому что для этого необходимо иметь самолет в каждой стране, в каждом городе мира. В то же время в 2010 году пунктуальность авиакомпании “Эйр Астана” составила 79,28 процента. Средний показатель регулярности вылетов в авиакомпаниях Европы, по данным “Евроконтроля”, составил цифру 75,68 процента. Тем самым наша компания опережает установленный для европейских компаний предел. Но “Эйр Астана” все время работает над увеличением своего парка основных и резервных воздушных судов. На данный момент на каждую единицу нашего флота есть резервный лайнер. |