|
Анна Шелепова
Сегодня вступает в действие второй этап формирования Таможенного союза, который предусматривает отмену таможенного контроля на внутренних границах государств, входящих в него. Одновременно в Казахстане закончился особый режим ввоза автомобилей, которые можно было подвергнуть таможенной очистке по льготным тарифам. Но, как и год назад, сотни автомобилей, купленные казахстанцами в США, ОАЭ, Грузии и соседней Киргизии, стоят на границе...
Напомним, год назад казахстанцы уже сталкивались с идентичной ситуацией, когда машины, купленные в США, застряли на границе с Китаем. Тогда причина форс-мажора была в том, что у китайцев из-за снежных метелей железные дороги попросту встали, соответственно, грузы не дошли в срок. Но позже соотечественникам дали год, которого, как можно сегодня констатировать, им опять не хватило...
Сколько контейнеров с автомобилями стоят по ту сторону границы, казахстанские таможенники не сообщают. Очевидно, эта информация станет известна чуть позже. Предварительно так называемые “серые” автодилеры говорят о нескольких сотнях авто только на китайской стороне.
Если говорить о дилерах, которые покупали автомобили для перепродажи, то мы можем предположить, что в среднем партия одного предпринимателя составляет от 15-20 автомобилей. Таможенные пошлины опять же в среднем (в зависимости от года выпуска и объема автомобиля) поднялись на пять тысяч долларов. То есть можно вести речь примерно о 100 тысячах долларов, которые придется дополнительно выложить авточелноку. И, как говорят бизнесмены, если человек не смог доставить машины до первого июля 2011 года, он однозначно понесет убытки, а то и обанкротится, потому как просто не потянет процедуру таможенной очистки всей партии авто по единым тарифам Таможенного союза.
Повторимся, пока еще не ясны масштабы всей ситуации. Информация будет появляться в ближайшие дни. Но уже сейчас предприниматели говорят, что есть несколько вариантов. Самый реальный вариант, чтобы хотя бы сохранить свои деньги, это перепродать автомобили в Киргизию. Безусловно, опять же существует определенный риск. Ведь для этого необходимо найти киргизских получателей, которые не “кинут”, не убегут с машинами или деньгами от продажи.
А что ждет нас, потребителей, как изменятся цены на авторынке? За последние полгода в Алматы ситуация менялась несколько раз: сначала цены взлетели, затем предложений стало заметно меньше - продавцы решили придержать иномарки, но месяц назад цены поднялись еще в среднем на пять тысяч долларов в зависимости от марки.
Однако существует мнение, что вопреки единым таможенным пошлинам ТС, цены на подержанные иномарки могут упасть. Вероятно, это мнение основано на логичных законах спроса и предложения. Если рынок наводнен автомобилями, купленными и растаможенными по льготным тарифам, а спроса нет, то цены действительно должны стать ниже. Однако заметим, что еще до второго этапа ТС цены на автомобили, к примеру, в Алматы взлетели на несколько тысяч долларов. Кроме того, не стоит забывать о том, что россияне скупили и вывезли солидную долю автомобилей, а также про частые ДТП и естественный износ машин, в результате чего появляется необходимость пополнять и обновлять автопарк в стране.
Учитывая единые таможенные тарифы с Россией, нелогично предполагать, что цены могут стать ниже. По крайней мере, российские автомобильные сайты предлагают те же марки, тех же годов, что и у нас, как минимум, на 10-15 тысяч долларов дороже. Однако таможенники не видят в этом сложностей и предлагают соотечественникам пересесть на авто российского или казахстанского производства.
Всего в страну за год было завезено около ста тысяч авто. В Алматы - около 27 тысяч автомобилей. Для сравнения: за тот же период прошлого года - около 11 тысяч иномарок. Но точные данные станут известны в ближайшие дни. Еще вчера на СВХ (склады временного хранения) Алматы и Алматинской области оставалось 443 машины.
Последние дни помимо таможенников в круглосуточном режиме работали и СВХ, и банковские кассы, чтобы физические лица могли вовремя произвести уплату таможенных пошлин, налогов. Однако, как отметил Жанат Танбаев, начальник управления организации Таможенного контроля департамента таможенного короля по Алматы, казахстанцы в силу менталитета довольно неактивно шли в таможню, поэтому таможенники обзванивали всех и извещали, что их машины уже стоят на складах временного хранения.
Комментирует Жанар Нурбаева, заместитель начальника таможенного поста “Алматы-ЦТО”: “Казахстанцам давали год, однако они умудрились дотянуть до последнего и стали заказывать авто за два месяца до окончания особого режима, произошел затор на границах. К примеру, машины, закупленные в ОАЭ, отправляли в Актау через Иран, где произошло скопление, и автомобили не смогли вовремя выйти”.
Как отметили собеседники, у таможенников по всей стране было распоряжение оказывать содействие. К примеру, в случае, если баржа подошла на семимильную зону к Актау, уже можно оформлять автомобили.
По словам г-на Танбаева, у тех казахстанцев, кто приобрел авто, но не успел растаможить его по льготным ставкам, есть несколько вариантов. Например, сделать реэкспорт, то есть отправить обратно в страну-отправитель. Также потребитель может выбрать режим уничтожения или режим отказа в пользу государства, ну и, разумеется, оформить по единым ставкам ТС. В любом из этих случаев все затраты будет нести сам потребитель. К примеру, чтобы отказаться в пользу государства, нужно воспользоваться брокерскими услугами и оплатить их.
(Продолжение темы - на 3-й стр.) |