|
Алла Иванилова
Каждая алматинская семья, по расчетам законодателей, имеет три машины. Отсюда проблемы города: и инфраструктурные (пробки, не хватает парковок), и экологические. Да такие, что власти южной столицы намерены пересадить граждан на велосипеды
Депутаты парламента подготовили новый законопроект “Об особом статусе Алматы”, который не только расширяет полномочия местных органов власти, но и позволяет решать многие проблемы мегаполиса.
После переноса столицы в Астану за Алматы закрепился статус финансового, торгово-логистического и образовательно-культурного центра страны. Однако многие парламентарии считают, что некогда красивый город сегодня выглядит неприглядно. Правда, руководство Алматы не разделяет этого мнения, гордо заявляя, что город “не опустился” после переноса столицы. Однако проблемы, накопившиеся за эти годы, решаются уже не в первоочередном порядке. Городские чиновники и рады бы что-то изменить, но наталкиваются на законные преграды: действующий Закон “Об особом статусе Алматы”, принятый в 1998 году, морально устарел и сегодня носит больше декларативный характер. Поэтому городские власти давно просят предоставить им больше полномочий.
В первую очередь это касается финансовых вопросов. Алматы - главный “донор” республиканского бюджета. Ежегодно пополняя госказну на четверть, город не может “выбить” деньги на свои нужды. Получается “сапожник без сапог”. Акимат просит предоставить дополнительные финансовые возможности: право привлекать инвестиции и займы международных финансовых институтов посредством предоставления госгарантий, а также участвовать в качестве акционеров в финансовых организациях. Это позволило бы без лишней канители реализовывать инфраструктурные и экологические проекты. Кроме того, алматинский акимат предлагает создать муниципальный банк по аналогии с Банком Москвы, что позволит городу в будущем отказаться от трансфертов из бюджета республики.
Градостроительная политика также требует прямого вмешательства местных властей. Общая площадь города составляет 31,9 тысячи гектаров, при этом в Алматы сегодня самая высокая плотность населения в стране, и географическое положение не позволяет развиваться вширь. В соответствии с утвержденным Земельным балансом по состоянию на 1 ноября 2009 года свободных для строительства земель в Алматы не имеется. Несмотря на это, в акимат продолжают обращаться горожане с просьбой выделить законные 10 соток для строительства дома. За последние три года поступило более 110 тысяч таких заявлений. Городские мужи подсчитали - для обеспечения всех нуждающихся потребуется около 12 тысяч гектаров свободных земель, которых в границах городской черты не имеется. В результате, сами того не желая, алматинские власти обещают народу невозможное. (Ведь, согласно законодательству, местные органы обязаны принимать и регистрировать любые заявления.)
Многие жители, понимая, что не дождутся обещанных 10 соток, сами “выделяют” себе земли. Окраины застраиваются хаотично, что создает препятствия для реализации генплана. В городе образовались пригородные поселки без необходимой инфраструктуры. Два года назад рабочей комиссией Алатауского района было установлено 4523 самовольных строения, из них земельная комиссия рассматривала материалы только по 2798 земельным участкам. Городские власти считают, что земельная инспекция Агентства по управлению земельными ресурсами по Алматинской области и Алматы не справляется с “захватчиками”, и предлагает создать самостоятельную государственную инспекцию при агентстве либо при акимате, наделив ее соответствующими полномочиями. Кроме того, чиновники намерены предоставить маслихатам право утверждать правила застройки. Деятельность ГКП “Алматыжер” тоже будет узаконена. Ведь существующий Закон “О государственных предприятиях” не предусматривает создание госпредприятия, которое принудительно отчуждает или выкупает земли для государственных нужд.
Новый законопроект, наделяющий Алматы особым статусом, предполагает решение и таких злободневных проблем, как пробки и парковки. Согласно статистическим данным, в черте города зарегистрировано 545 тысяч автомашин. При этом ежедневный приток иногородних автомобилей составляет от 152-200 тысяч. Тогда как численность населения Алматы составляет 1 миллион 405 тысяч 500 человек. То есть в среднем на одну семью приходится три машины.
Как результат, в последние годы в городе высокие показатели загрязнения атмосферы. Если индекс загрязненности воздуха в 2006 году составлял 12,1 пункта, то в 2008-м - уже 13,32. Проблему перенасыщенности автотранспортом городские власти предлагают решать запретительными мерами. Изучив зарубежный опыт, мэрия предлагает регламентировать проезд автотранспорта в центральную часть города. Такие правила действуют в ряде стран Западной Европы. В центре Лондона за въезд взимается одноразовая плата, а проезд контролируется видеонаблюдением, и выявленных “зайцев” штрафуют. Аналогичная норма предусмотрена в Киеве, где с этого года ограничен проезд в центральной части города.
В некоторых странах существуют временные ограничения. Грузовой транспорт может ездить только ночью в определенное время и дни. В отдельных городах центр города открыт только для транспорта специальных и аварийных служб, и машины, обслуживающие различные объекты, могут проезжать, имея разрешение городской администрации. В ряде городов проезд автомашин, принадлежащих физическим лицам, допускается лишь после оплаты в местный бюджет определенных - и немалых - сумм, из-за чего большинство тамошних жителей пересели на велосипеды и мопеды.
Власти Алматы будут рады, если жители пересядут на велосипеды, но, понимая, что этого скоро не случится, они решили ограничиться запретом на въезд в город технически неисправных машин, а также иногороднего общественного и транзитного транспорта.
По стандартам Евросоюза проблема парковок считается решенной, если местами обеспечено 60 процентов зарегистрированных в городе автомобилей. К сожалению, Алматы еще далеко до этих стандартов. Дефицит парковок чиновники намерены восполнить современными автоматическими паркингами с массой преимуществ. Так, если в традиционной парковке на один автомобиль требуется 27,5 квадратных метра, то в автоматической - 15. Городские власти в этом вопросе тоже опирались на опыт развитых стран.
Помимо этих вопросов, новый законопроект “Об особом статусе Алматы”, состоящий всего из 16 статей, призван решить экологические проблемы города, упорядочить размещение наружной рекламы и регламентировать работу строящегося метрополитена.
Первое заседание рабочей группы по законопроекту показало, что документ необходимо совершенствовать. Многие депутаты подсказали акимату Алматы, какие нормы можно еще внести в него. В частности, было предложено законодательно перевести весь городской автотранспорт на газ. (Для этого, однако, необходимо строить как можно больше газовых заправок.) Кроме того, парламентарии, которые вернутся к рассмотрению законопроекта осенью, считают, что необходимо спросить у самих жителей Алматы, что они хотели бы улучшить в городе. Такой опрос законодатели посоветовали провести на сайте Алматы и уже в новой сессии приступать к работе с учетом предложений горожан.
Астана |