|
Алла Иванилова
Последние “взрывные” события в Актобе и Астане подогрели внимание общества к нетрадиционным религиозным объединениям. Неправительственные организации считают, что закон слишком либерален и требуют его ужесточить
Все 20 лет суверенитета религиозные объединения в стране росли как на дрожжах. Сегодня их число составляет 3800 против 671 в 1990 году. При этом шестая часть этих образований проповедует без гослицензии и статуса юридического лица.
После недавних событий в Актобе и Астане и многочисленных ложных сообщений о бомбах в разных городах слухи о причастности к ним представителей подобных “нелицензионных” объединений ширятся с каждым днем. На этом фоне представители общественности снова заговорили о необходимости информирования незрелых постатеистических умов казахстанцев о деятельности таких псевдорелигиозных объединений и, главное, защиты прав пострадавших от “идей”.
С 2009 года в республике создано объединение юридических лиц - Ассоциация центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений. Центры помощи есть в каждом регионе, работает телефон доверия. В Казахстане, хотя и нет юридического понятия “секта”, число пострадавших от этого явления с каждым годом растет. Так, если в 2008 году в центры помощи обратились 840 человек, то в 2010-м - 930. Большинство пострадавших - из Алматы и Карагандинской области.
Посещение нетрадиционных религиозных объединений требует слишком много жертв. Причем люди жертвуют не только своей семьей, жильем, здоровьем, но и жизнью. Так, в оккультной секте “Аят”, занимавшейся частной медицинской практикой, “исцеляли” методами гипноза и кодирования. В итоге у “лечившихся” возникало состояние параноидального бреда, а сознание всецело подчинялось главе секты. Пройдя курс “лечения”, люди попадали в психиатрическую клинику с тяжелейшими психозами, вызванными гипнозом. Некоторые больные были доведены до такого состояния, что перестали узнавать родных.
Был случай, когда женщина уверовала, что, читая формулу жизни от Фархата-ата (основателя “Аят”), ей не нужно бояться солнца и горячей воды, и получила 90 процентов ожогов, облив себя кипятком.
Подобных псевдорелигиозных объединений в стране немало. Причем они действуют легально под прикрытием юридических лиц в виде товариществ с ограниченной ответственностью либо общественных объединений.
В последнее время в Казахстане получили распространение “экологические” религиозные группы. Их идеология сводится к тому, что скоро на земле останутся лишь поместья и духовные общины, все остальное исчезнет от воздействия природных катаклизмов. Следуя этой логике, они создают родовые поселения. Зачастую такие объединения позиционируют себя как сообщества формирования “экологического образа жизни”.
Эксперты отмечают, что действующее в Казахстане “религиозное” законодательство либеральное, имеет ряд пробелов и противоречий, которыми успешно пользуются деструктивные религиозные течения. Неправительственные организации, видя, что обстановка в стране обостряется, предлагают ужесточить Закон “О свободе вероисповедания и религиозных объединений”. Такие попытки уже были в 2000-м и 2009 годах, однако Конституционный совет тогда поправки отклонил. Эксперты приводят массу доводов в пользу “несовершенства” этого закона. В частности, чтобы зарегистрировать религиозное объединение, сейчас достаточно иметь в его составе 10 человек и представить устав.
“Можно создать религиозное объединение и поклоняться электрической лампочке. Это будет идеология, вероучение, и Министерство юстиции обязательно зарегистрирует объединение как религиозное”, - отмечает главный научный сотрудник Международного центра культур и религий Есбосын Смагулов. Но ведь религия на самом деле - это не клуб по интересам, поэтому подход должен быть серьезным. Так, во многих западных странах, чтобы зарегистрировать новую конфессию, необходимо иметь в ее составе от 10 до 20 тысяч последователей либо определенный процент от населения.
Противники либеральности в религиозных вопросах считают, что религиоведческую экспертизу, которая проводится формально, надо ужесточить. При этом следует придать официальный статус двум основным конфессиям в Казахстане - исламу и православию - и ввести их обязательное изучение в школах в рамках религиоведения.
Но самое главное - необходимо развивать духовную культуру.
Например, эксперты призывают Духовное управление мусульман донести до народа, что ислам - это не только набор культовых действий, намаз, хиджаб и заакят. “Нельзя превращать мечети и церкви в ритуальные агентства, чтобы люди туда ходили на свадьбы и похороны. Они должны понимать, что это часть культуры и духовности”, - заметил Есбосын Смагулов.
Однако пока эти вопросы открыто обсуждают только неправительственные организации. Чиновники с высоких трибун констатируют: в Казахстане межконфессиональное согласие. “Тут нужны настоящие исследования, а не декларативные доклады, - считает Смагулов. - Это не выход, а наоборот, страусиная позиция”.
Астана |