|
Юлиана Жихорь
В Казахстане смертник взорвал себя в здании Департамента КНБ в Актобе. Генеральная прокуратура отрицает наличие террористического акта, характеризуя произошедшее как самоподрыв. Однако все признаки теракта, первого громкого в истории современного Казахстана, налицо
ЧП в Актобе взбудоражило страну утром во вторник - смертник, которого спустя несколько часов спецслужбы опознали как Рахимжана Махатова, вбежал в здание ДКНБ и подорвал себя. Смертник погиб, несколько человек, находившихся вблизи взрыва, пострадали.
По словам представителя Генеральной прокуратуры Казахстана Жандоса Умиралиева, 25-летний Рахимжан Махатов подозревался в совершении ряда преступлений в составе банды. Тут же появилась и версия преступления (правда, неофициальная) - мол, самоподорвавшийся пошел на преступление “с целью уклонения от ответственности”. Однако назвать произошедшее терактом в прокуратуре отказались.
Справка:
Из Уголовного кодекса Республики Казахстан: “Терроризм - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Те же деяния, совершенные с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, которые могут создать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.”
В любом случае, вне зависимости от мнения Генпрокуратуры, ни СМИ, ни население не сомневаются: произошедшее - террористический акт. Причем с религиозным уклоном. В пользу этой версии говорит и тот факт, что спецслужбы достаточно быстро определили, что возможными сообщниками смертника с поясом шахида являются члены исламистской секты не то ваххабитов, не то салафитов.
Справка:
Салафия - направление в исламе, последователи которого выступают против внесения в ислам того, что они считают элементами других религий и философских течений.
Ваххабизм - религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в XVIII веке. Как правило, сторонники его идей сами называют себя салафитами.
Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность “посредничества” между Аллахом и человеком.
|
Теперь и в Казахстане? |
О том, что в Казахстане салафизм в последние годы получил широкое распространение, говорилось давно, но кулуарно-официально власти не распространялись о всевозрастающей массе приверженцев этого движения в исламе.
Места их аккумулирования известны давно - места заключения, Южный и Западный Казахстан. Последнее обусловлено большим скоплением в данных регионах переселенцев из неспокойных приграничных регионов (в том числе из Узбекистана), и неблагополучной социальной обстановкой.
К слову, спецслужбы в последние несколько лет активно занимались салафитами, предотвращая (по неофициальной информации) немало терактов на стадии их подготовки. Официально сообщалось, что в 2008-2009 годах в стране было предотвращено 7 террористических актов. Как заявлял тогда заместитель начальника антитеррористического центра КНБ Аскар Амирханов, “эти факты связаны с зарубежными эмиссарами, прибывшими в Казахстан для вербовки казахстанских граждан”. Выходцы из Казахстана уже давно были замечены в ряде терактов в соседних странах, в частности в России и Узбекистане.
О силе, которую набрали экстремистские террористические группировки в республике говорит и тот факт, что британской аналитической компанией Maplecroft Казахстан был включен в число стран, подверженных терактам в 2011 году. В этот список риска входят также Кыргызстан, Ливия, Танзания и Нигерия. (Самая высокая степень вероятности терактов, согласно рейтингу, ожидается в России.)
Тем не менее эксперты не сомневаются, что произошедшее - террористический акт. Но не спешат утверждать, что произошедшее в Актобе - “проявление мирового терроризма”.
Директор по аналитике и консалтингу Института политических решений Рустам Бурнашев считает, что “сам по себе термин “международный терроризм” несет в себе серьезное идеологическое содержание - указание на то, что основаниями для того или иного события, которое мы рассматриваем как террористическую акцию, послужили не внутренние, а внешние причины”.
Кроме того, сообщил он информационно-аналитическому порталу Кворум.kz, “кажется не вполне корректным говорить о том, что “международный терроризм” дошел до Казахстана только сейчас... То, что в Казахстане не происходило “громких” событий, не значит, что казахстанские спецслужбы не вели оперативных разработок по вопросам террористической активности, в стране не принимались специальные меры по предотвращению террористических акций, Казахстан не сотрудничал с другими странами и международными структурами по вопросам противодействия терроризму”.
Как бы ни называли произошедшее - терактом или преступлением “с целью уклонения от ответственности”, в любом случае Казахстан впервые за последние годы столкнулся с подобным преступлением. Тот факт, что спецслужбы, по неофициальной информации, достаточно быстро нашли подозреваемых в организации взрыва - сторонников исламистского движения, говорит о том, что подобную ситуацию ждали и предугадывали. Но не смогли предотвратить.
Астана |