|
Юлиана Жихорь
И тарифы поднимут на порядок
Власти, наконец, решились допустить бизнес до традиционной сферы ответственности государства - жилищно-коммунального хозяйства. Теперь главное внушить обывателю, что повышение тарифов за комуслуги - для его же блага
Коммунальное хозяйство в стране - бомба замедленного действия. Причем бомба мощная. Как ее обезвредить - решается всю эпоху независимости. В свое время попытались переложить все проблемы на плечи населения, дав ему приватизировать жилье и объявив жителям, что теперь ремонт зданий - целиком их проблема по причине частной собственности. Но не вышло - менталитет граждан (“за все отвечает государство”) вкупе с нехваткой средств у КСК только усугубили проблему: ЖКХ пришло в еще больший упадок.
По данным Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, треть всех жилых домов страны требует капитального ремонта. А два процента многоквартирных домов подлежит сносу. В теплоснабжении доля сетей и сооружений, требующая ремонта, составляет 63 процента, в электроснабжении - 73 и в газоснабжении - больше половины.
|
В преддверии реформы: достойный вид - каждой хижине |
Квартирный вопрос
В правительстве разработали программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства, рассчитанную на 10 лет. По словам председателя АСЖКХ Серика Нокина, только за ближайшую пятилетку число аварийных домов сократится на 10 процентов, а протяженность модернизированных сетей составит свыше 31 тысячи километров. Модернизация разбита на две большие части. Первая - ремонт собственно домов. Вторая - модернизация системы водоснабжения - выведена в отдельную программу “Акбулак”.
Реализовывать эти планы будут разными путями. Но основной - воспитать бизнес для будущей самостоятельной работы на этом “непаханом поле”: “Государство с привлечением международных финансовых институтов и наших банков предложит частным инвесторам, предприятиям и гражданам специальные инструменты совместного финансирования ремонта и реконструкции жилья и коммунальных объектов”.
Совместное финансирование модернизации коммунального сектора поделено на три модели. При первой ремонт инженерных сетей, находящихся в государственной собственности, будет производиться как за счет бюджетных средств, так и за счет реализации инвестиционных программ предприятий, основанных на тарифном регулировании. Вторая модель предусматривает модернизацию частных сетей только за счет новых тарифов. Исключительно бюджетные средства будут направляться на строительство новых коммуникаций.
На долю бюджета придется лишь 30 процентов всех инвестиций, остальное - деньги частного сектора. Всего на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2011-2020 годы будет направлено 636 миллиардов тенге по всем источникам финансирования.
Взаимоотношения новых “ремонтников” и жителей будут регулироваться в первой части. И тоже по двум схемам.
Согласно первому сценарию, деньги из Республиканского бюджета трансфертами будут направляться на капитализацию специальных проектных компаний (СПК). КСК заключает договор с этими СПК и подрядчиками, которые, собственно, и будут заниматься ремонтом. Жители должны будут внести в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта. Оставшиеся деньги заплатит СПК. “В течение срока, установленного договором, владельцы квартир производят ежемесячные взносы на сберегательный счет. Накопленные средства со сберегательного счета причисляются в СПК в качестве оплаты выполненных работ, - сообщил глава АСЖКХ. - Суммы, возвращенные жителями, СПК использует на ремонт других домов”.
Согласно программе модернизации, ежемесячные отчисления составят порядка 30 тенге за квадратный метр.
По его расчетам, за первое десятилетие жители должны заплатить более 15 миллиардов тенге в качестве первоначальных взносов. Еще 90 миллиардов - позднее, в качестве возврата ремонтных инвестиций.
Второй вариант отличатся лишь тем, что на сей раз кредиты из Республиканского бюджета выдаются местным акиматам на 7 лет под 0,1 процента годовых. “Акимат области предоставляет кредит акимату города. Акимат города создает специализированную уполномоченную организацию - ТОО или АО со 100-процентным участием государства или привлекает аналогичные действующие ТОО и АО. В 2011-2012 годы акимат города капитализирует ТОО. В последующие годы акимат предоставляет ему кредиты”, - описал схему Нокин. Далее все то же самое - жильцы вносят предоплату, а затем энное количество лет, определенное в договоре, платят остатки.
Первые ремонты - в текущем году - будут произведены в виде исключения без первоначального взноса жителей. “Начиная с 2012 года первоначальный взнос обязателен”.
Малообеспеченных граждан власти обещают поддержать - оказать адресную жилищную помощь для оплаты расходов на ремонт общего имущества.
Деньги в воду
Водоснабжение, по западному образцу, решили передать в частные руки. Точнее, все крупные водопроводы отдать в государственно-частное партнерство (ГЧП). К 2020 году планируется поэтапный переход 20 городских водоканалов на модели ГЧП, в том числе и на концессию. Пока же, на первоначальном этапе, в 2012 году предлагается использование ГЧП в 4 пилотных городах - Таразе, Атырау, Кызылорде и Семее.
Предприятия в этих городах были отобраны, как сообщил вице-министр экономического развития и торговли Куандык Бишимбаев, из-за наличия “средних долгосрочных тарифов”, а также за относительно нормальное техническое, финансовое состояние и процент охвата индивидуальными приборами учета.
В самое ближайшее время с ЕБРР и АБР подпишут контракты на финансирование этих проектов. ЕБРР уже готов выделить 600 тысяч евро в качестве технической помощи для анализа технического состояния водоканалов, выработки жизнеспособной экономической модели, обоснования долгосрочных тарифов. 1,5 миллиона - на подготовку (после проведения предварительных работ) документов для конкурса по государственно-частному партнерству. И 100 миллионов долларов - на финансирование уже самих частных водоканалов. Всего из РБ до 2020 года на эти цели потребуется более одного триллиона тенге: для водоотведения - 291,8 миллиарда, для водоснабжения и проведения поисково-разведочных работ - 872,2 миллиарда.
На втором этапе программы - в 2013-2015 годы - на модели ГЧП МЭРТ переведет другие города - Костанай, Уральск, Актау, Кокшетау, Талдыкорган, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Экибастуз, Туркестан, Джезказган, Балхаш, Кентау, Риддер, Актюбинск и обе столицы. А также 14 районных предприятий, по одному в каждой области.
“При заключении местными исполнительными органами контрактов с частными инвесторами по реализации инвестиционных программ крайне важно предусмотреть ряд конкретных обязательств для инвесторов по обеспечению целевых индикаторов в городской местности для данной программы до 2020 года”, - заявил Бишимбаев. Сообщив, что целевыми индикаторами является обязательство обеспечить доступ к центральному водоснабжению и водоотведению всех жителей городов при тотальном обеспечении всех счетчиками воды, повысить надежность водопроводных систем и снизить нормативные и ненормативные потери. Как обещают в МЭРТ, контроль за соблюдением инвесторами этих обязательств будет весьма тщательный: “Мы каждый объект можем видеть, что с ним происходит в каждый момент времени. Каждый объект водоснабжения рассматривается в рамках нашей программы как штучный товар”.
Доля народная
Глобальные планы по модернизации сферы ЖКХ не обойдутся без повышения тарифов для граждан.
Затраты предприятий, сформированные за счет роста тарифов, составят 452 миллиарда тенге за 10 лет. По словам главы Агентства по защите конкуренции Нурлана Алдабергенова, к 2020 году 68 компаний, работающих в сфере передачи и распределения электрической энергии, производства и передачи тепловой энергии, водоснабжения и канализации, перейдут на инвестиционные тарифы. По сути, услуги данных компаний станут для населения на порядок дороже.
Первый вице-премьер Умирзак Шукеев попытался успокоить население, пообещав, что резкого роста цен на услуги ЖКХ не будет: “Мы будем смотреть на эту проблему с другой точки зрения. И постараемся постепенно выровнять ситуацию”. Но и избежать повышения тоже не получится: “Эту проблему нельзя держать и консервировать”. “Чем больше мы тянем время, тем больнее потом будет”, - считает он.
“Самое главное - чтобы не получилось обмена, увеличения тарифов государственных или частных предприятий на рост бюджетных расходов, бюджетных инвестиций. Это не замена, она не является панацеей. Поэтому программа “Акбулак” является примером, как нам переходить от государственных масштабных инвестиций к использованию ГЧП”, - заявил новый глава Минэкономразвития Кайрат Келимбетов.
Хорошая новость заключается в том, что новые деньги предприятия направят на реализацию инвестиционных проектов, за невыполнение которых действующим законодательством предусмотрено применение экономических и административных мер. Эти функции выполняет Агентство по регулированию естественных монополий.
Астана |