|
Юлиана Жихорь
В минувшее воскресенье президент собрал всю чиновничью элиту страны. И обозначил три составляющие будущего благосостояния страны
Чиновников со всей страны в Астане собрало заседание Ассамблеи народа Казахстана. Чем воспользовался президент, собрав их на расширенное заседание правительства.
Характер встречи глава государства обозначил сразу - рабочий. (Видимо, поэтому его речь ни разу не прерывалась традиционными аплодисментами. А все больше заставляла задумываться.)
“Мы уверенно вступили на новую ступень экономического развития”, - сообщил президент, добавив, что вектор развития обозначен ранее в Стратегическом плане-2020. Другой вопрос - методы реализации этого плана. Каждому руководителю поручено внимательно проанализировать состояние своей сферы, а правительству в целом сделать ревизию программ и новаций: что выполнено, что нет, “с чем идем дальше, чего мы не будем делать”.
Главный ориентир развития - обеспечение повышения благосостояния народа. За счет, разумеется, роста экономики. Сейчас рост ВВП составляет 6 процентов. К 2016 году президент распорядился ввести Казахстан в группу стран с высоким уровнем дохода - ВВП на душу населения должен составить 15 тысяч долларов. Для этого ежегодно экономика должна расти не менее чем на 7 процентов, три процента из которых должен давать несырьевой сектор. “Потенциал у нас есть”, - заявил глава государства. И обозначил три источника для роста: привлечение инвестиций, внедрение инноваций, повышение государственных и общественных институтов.
Гималаи
для бизнеса
Несмотря на все потуги верховной власти, бизнес все еще недостаточно свободен в развитии. “Административные барьеры для большинства бизнесменов - все еще недоступные гималаи для них”. “Чиновники часто ссылаются на абсолютно нелепые, только им понятные приказы и постановления. И сами же их порождают”, - упрекнул подчиненных Назарбаев. Он поручил в 3-месячный срок внести “конкретные предложения” по сокращению на треть лицензий и разрешений, сократить перечень контрольно-надзорных функций госорганов и оптимизировать проверки: “Во всех успешных странах гражданское законодательство действует на основе принципа: разрешено все, что не запрещено. А у нас все проверяют: и то, что запрещено, и что разрешено... Надо категорически закрепить госорганам исполнять те функции, которые не закреплены в законах. Когда мы научимся так работать?”
Новый
Шелковый путь
Президент привел пример, когда автовоз с машинами из Усть-Каменогрска идет в Астану по 7-10 дней. “Дороги хорошие. А вот желающих проверить, что везет, как везет и держать, пока не проверит каждый винтик этой автомашины... Найдет незначительное расхождение в весе груза или еще что-то, мурыжат целыми днями, и этот автовоз стоит на стоянке. Какой иностранный инвестор будет это терпеть? Кто из чиновников транспортных служб или работников полиции оплатит эти простои для товаропроизводителя? А должны оплачивать, надо предъявлять требования”.
И это при том, что Казахстан стремится стать транзитным государством. “Провоз через нашу страну, являющуюся мостом между Европой и Азией, - это большие доходы для бюджета и государства. Их надо уметь брать, - дал он поручение новому министру транспорта выстроить четкую систему прохождения транзитных грузов. - Мы должны создать новый Шелковый путь, свободный от коррупции, безопасный, комфортный, мост между Азией и Европой. К 2016 году Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом региона”.
Научим себя
и других
родину любить
Новый министр туризма получил другое задание - развить, наконец, туристический кластер с акцентом на совмещение экологического, шопингового, бизнес-туризма по примеру Малайзии и Арабских Эмиратов. По мнению президента, этот вопрос надо рассматривать комплексно, с проектами создания РФЦА, развитием сети горнолыжных, климатических курортов, особенно на юге страны. А заодно нужно обеспечить авиасообщение со всеми крупными городами в пределах 7 часов лета. (Премьер-министр вчера на совещании поручил министру “с циркулем” составить список таких городов.)
Попутно президент поручил вести конкурентную борьбу за инвестора в сфере телекоммуникаций: внедрить стандарт 4 G и сделать тарифы, услуги связи и скорость Интернета доступными и конкурентными в мире.
Землю -
крестьянам,
фермерам,
дачникам
Президент не мог обойти одну из самых больных тем - продовольствие. “Раз есть спрос, мы можем увеличивать производство. У нас есть возможности, и я надеюсь, что пойдут инвестиции. Только нам надо крепко поработать”, - предложил он. Добавив, что Казахстан является одной из немногих стран мира, которые могут обеспечить себя и развивать экспорт за счет включения новых площадей, агротехники и новых инновационных видов производства, сельхозпродукции. “Аграрный рынок-2020 - один из самых перспективных приоритетов Программы индустриализации страны. Но мы видим и то, как внутренние рынки отдельных видов товаров монополизируются, отдаются на откуп откровенным спекулянтам. Где, спрашивается, наши антимонопольные органы, где партийный контроль со стороны членов “Нур Отана”, почему они не предотвращают вывоз из страны некоторых видов продовольствия, о которых, надеюсь, на местах знают? Люди жалуются на снижение качества хлебобулочных изделий не где-нибудь, а здесь, в столице зерносеющего региона, в Астане. Вообще надо каждому из вас задать вопрос, министры и акимы, давно ли вы были в магазинах и смотрели ценники на прилавках, знаете ли об этой проблеме?” После президентских слов многие в зале потупили глаза.
Президент поручил увязать госсубсидии для сельчан с политикой ценообразования на продтовары, которая не соизмеряется производителями с возможностями покупателей. “Так же делают во всем мире. Это не противоречит ни ВТО, ни Таможенному союзу”.
Что касается расширения внутреннего производства, то глава государства призвал “повсеместно поддерживать дачников, развивать огородничество, садоводчество на дачных участках”, а заодно призвал предприятия обзаводиться подсобными хозяйствами.
При этом президент заявил, что “землей должны пользоваться только радивые хозяева”, а потому приказал провести ревизию земельного фонда. И не исключил возможность раздачи земли успешным фермерам. “Вообще с землей работаем как попало. У нас есть агентство по этому вопросу. Чем оно занимается, неизвестно. Как используется земля, кто ее пользует, как повышается балл-бонитет земли, как растранжириваются возможности наших недр, никто не знает”, - констатировал глава государства.
Живем
за счет дедов
Он также поручил возродить полноценную геологическую отрасль: “Мы пока используем то, что когда-то открыло старшее поколение. Казахстанская земля, территория, недра абсолютно не исследованы. То, где мы работаем, - это маленькие проценты, даже 10 процентов не достает”. Он дал задание создать национальную геологическую компанию в рамках фонда “Самрук-Казына”: “Какая-то часть, поступающая государству от недропользователей природной ренты, должна восполнять потребности геологии. Говорят, 3,5 процента. Надо посчитать, посмотреть. Чтобы они могли полноценно работать, собрать специалистов-геологов и как следует заниматься этой работой”.
Учиться по-новому,
чтобы учиться
новому
Внедрение инноваций - краеугольный камень программы развития страны на ближайшие годы. Собственных Кулибиных и Циолковских в стране достаточно, да внимания на них никто не обращает. Так считает президент, призывая открыть глаза на то, что лежит под ногами, а не выдумывать велосипед.
Недолго думая, он сам предложил пару инноваций. Одна обсуждаемая со времен СССР идея - использовать запасы подземных вод: “Надо их поднять, очистить, заставить служить сельскому хозяйству, экономике нашей страны... Это можете подумать: инновации - не инновации? Инновации, если на поливных землях это даст возможность поднять производительность на участках в три-четыре-пять раз. Почему это не инновации?”. Еще один пример из экологической области - очистка выбросов угольных электростанций: “В Караганде Борисенко уже десять лет это заявляет, показывает, что полностью можно очистить выхлоп электростанций, работающих на угле, да еще компоненты использовать для того, чтобы продавать и пользоваться на других участках. Все разделяется - выходит белый дым. Для нас, государства, которое 80 процентов электроэнергии получает за счет угля, да и вообще для всего мира, это такой прорыв! И был бы адрес новаторства: Казахстан. Но никто этим не занимается”.
“Необязательно глобально что-то большое делать, с малого надо начинать. Заразить весь Казахстан новациями. Так поднимались Япония, Южная Корея, другие страны. Сколько готовых разработок наших новаторов не внедряется в производство! Нам нужен рывок в этом вопросе. Постарайтесь мне это сделать и показать себя, - призвал он. - Если мы в целом по стране, по всему Казахстану наберем сто таких проектов, а реализуем хотя бы 10, 15, максимум 20 - это будет, что называется, завоевание будущего. А это девиз всех государств, которые себя уважают и хотят быть первыми в XXI веке”.
Кстати, чтобы стимулировать народ думать инновационно, президент предложил создать в Астане современный аналог ВДНХ - выставочный комплекс “Достижения науки и технологий Казахстана”: “Пока весь Казахстан, все граждане не поймут, что такое индустриализация, инновация, мы не можем рассчитывать на успех”.
В процессе поиска инноваций не следует забывать про “растущие мозги”, то есть подрастающее поколение: “Мы должны превратить Казахстан в центр знаний мирового уровня. По крайней мере, стараться должны все это сделать. Центральным вузом, на который будут ориентироваться все остальные, станет Назарбаев-университет. Не дотягивающие до данного уровня “не имеют права на жизнь”, “потому что мы не должны за счет государства штамповать выпускников, которые не являются специалистами мирового уровня. А зачем?”
В университеты же должны приходить учиться люди, которые в будущем станут интеллектуальной элитой страны. А для этого процесс обучения необходимо модернизировать уже со школы.
Три языка на одного
казахстанца -
не блажь, а суровая
необходимость
Президент дал поручение с 2016 года внедрить трехъязычное обучение: “Это не блажь - английский, а это потребность времени. А как работать с мировыми инвестициями, мировым брендом, мировой технологией, инновациями? На их языке надо работать, разговаривать, только тогда будем признаны”. (К слову, из 6 новых министров и одного акима пятеро владеют английским языком, все - государственным.)
Параллельно с этим необходимо развивать сеть интеллектуальных школ, развивающих потенциал талантливых детей: “Экономический прогресс - это в первую очередь таланты. Необходимо выявлять, развивать, привлекать и удерживать талантливых людей. Именно они и формируют инновационное мышление”.
Остальным школам надлежит прекратить гонку за баллами, заменив ее гонкой за знаниями. “Сегодня акимы сами содержат школы, сами контролируют, сами называют качество. Как проводится ЕНТ, мы тоже с вами знаем теперь, что можно подправить. Соревнование идет: у него 95 процентов, у этого 80 процентов, почему у нас такое? Кому нужно это соревнование? Все равно что, как в полиции: лишь бы не фиксировать больше преступлений, отчитаться. Меньше зафиксировать, больше открыть, отчитаться. Кому от этого хорошо? Что мы у себя в доме сами себя обманываем? И зачем? Да не будем ругать за это никого. Дайте настоящее качество. И снимать никого не будем, и наказывать никого не будем”.
Где вы,
болашаковцы?
Что касается программы “Болашак”, то она в ближайшие годы претерпит значительные изменения. По поручению президента по данной программе будут готовить только магистрантов и докторов наук, в то время как на бакалавров надлежит учиться в Казахстане. Выпускников зарубежных вузов президент призвал трудоустраивать не только в Астане и Алматы, но и в регионах: “В Алматинской, Атырауской, Жамбылской. Карагандинской, Костанайской, Мангыстауской, Павлодарской областях, в Минсельхозе, агентствах по защите конкуренции, по естественным монополиям, по управлению земельными ресурсами, по делам строительства и ЖКХ, Казкосмосе никого нет (из выпускников программы “Болашак”. -
“НП”). Ни одного. То есть нет в этих ведомствах ни одного человека, просто говорящего на английском языке. Как вы собираетесь общаться и привлекать инвестиции?”.
По аналогии с “Болашаком” будет запущена и программа переподготовки преподавателей.
Министерство -
институт,
а не магазин
Третий столп развития страны - повышение эффективности государственных и общественных институтов. Для этого в нынешнем правительстве была произведена ротация функций многих ведомств. Так, Министерству экономического развития и торговли передается политика по защите конкуренции, ограничению монополистической деятельности, тарифная, налоговая, таможенная и бюджетная политики. Усиливается функция по координации регионального развития и поддержки развития предпринимательства. “Мы создавали вообще-то это министерство для того, чтобы долгосрочные стратегии разрабатывать и вообще координировать работу между министерствами, развивать регионы. То есть мозговой центр для правительства, который думает, разрабатывает и предлагает, что надо делать”, - сообщил президент. Добавив, что при прошлом министре ведомство больше торговлей занималось, чем стратегией.
Национальному банку переданы функции финансового надзора, регулирования финансовых рынков, АФН, вопросы развития РФЦА Алматы. Ему же передаются от ФУР “Самрук-Казына” все купленные в период кризиса банковские активы.
Сейчас в правительстве прорабатывают вопрос создания агентства по атомной энергетике: оно может стать отдельным ведомством либо быть создано на базе Казатомпрома.
Мининдустрии велено продумать вопросы укрепления на центральном уровне функции архитектурно-строительного контроля и лицензирования, “чтобы не порождать дольщиков, которые обмануты: кто строит, что за компания, что у него есть, какую лицензию он получил? Сегодня акимы сами строят, сами проверяют качество и сами осуществляют приемку объектов. Но это было бы и неплохо, если бы не страдало качество, если бы нормальный контроль был. А на самом деле это сказывается на качестве строительства”.
Фонд “Самрук-Казына” “должен, наконец, сосредоточиться на обеспечении эффективного корпоративного управления в нацкомпаниях, входящих в его структуру, дополнив ее национальной геологической компанией”.
За подчиненного -
в ответе креслом
Правительству необходимо следить за повышением качества оказываемых населению услуг (к 2013 году все социально значимые госуслуги должны оказываться на портале e-gov) и бороться с коррупцией в своих рядах. “Любой случай коррупции ваших заместителей, руководства департаментов, комитетов будет означать вашу автоматическую отставку, как это случилось с руководством Верховного суда. Подбирайте деловых и честных людей”. “Я требую прекратить для отвода глаз дежурных отчетов наказания мелких... Для примера министр здравоохранения Каирбекова прямо дала понять, приходя на свой пост, что она не потерпит мздоимства, выгнала двух дельцов от фармрынка. На нее посыпались не только звонки, заказные статьи, и теперь говорят, ищут, кто же ее крышует. Я защищаю ее и буду это делать, чтобы она дальше наводила порядок. Также буду защищать любого, кто борется с коррупцией”, - заявил президент.
За борт
юный балласт
Борьбе с коррупцией должна прийти на помощь взвешенная кадровая политика: “Сидят мальчики и девочки 20 лет (в нацкомпаниях. -
“НП”), переставляют карандаши и получают большие деньги. Кто должен умножать госбогатство? Я еще раз говорю: если работают, то пусть работают, но от балласта надо освободиться”.
А между делом чиновникам следует думать о преемниках. “У вас, - обратился президент к чиновникам регионов, - выражаясь спортивной терминологией, на скамейке запасных почти никого нет. А у одного акима Алматинской области Умбетова, когда мы переводили на более высокую работу, было трое. Других я не помню. Спросишь акимов или министров: кто достоин? - у него в душе он сам единственный. Нет замены. С этим мириться нельзя, в конце концов - это забота не только о деле, но и об интересе государства”. Президент призвал сформировать кадровый резерв из наиболее талантливых, перспективных, преданных госидее высококвалифицированных специалистов, заметив, что “не нужно устраивать с каждым вашим перемещением коллективного переселения душ”. А заодно развивать местное самоуправление, передав, наконец, часть госполномочий регионам: “Это вопросы непосредственного обустройства населенных пунктов, в том числе местные дороги, инфраструктура, питьевая вода, строительство школ, больниц, парков, клубов и другое. Каждый регион, город, село обладают своей индивидуальной спецификой...”.
За более чем часовое выступление президент дал 43 поручения правительству. Подготовить свои предложения по каждому из заданий Кабмин должен в разные сроки, но не позднее, чем через три месяца.
Астана
P.S.: На одной из популярных социальных сетей обсудили выступления президента. Участники посчитали, что многие уж очень часто у нас корректируют вектор развития: “Сначала мы хотели кластеры на следующий год решили что нам они не нужны а лучше завести СПК через год передумали и отдали СПК акиматам потом все согнали в Самурык-Казына теперь решили Самурык-Казына сделать исключительно стратегическим институтом, и это только одна из самых мелких корректировок планов”. А многие поручения откровенно саботируются: “О том, что политика Елбасы откровенно саботируется достаточно сделать анализ Посланий Президента начиная с 1998 года и сразу станет видно как они выполняются и на сколько процентов. не более 20-30 процентов выполнено из всего объема Посланий”.
На это депутат мажилиса Танирберген Бердонгаров ответил примером: “Объясню систему на примере обычной семьи. Есть отец (Ел басы) есть мать (премьер) есть дед (суд) есть бабка (парламент) и дети (народ). Задача семьи - вытянуть репку(как в сказке). Представьте себя главой семьи - вы ежегодно ставите задачу ...чтобы все вместе пришли в поле. Без усилий всей семьи - редьку не вытянуть. И каждый год, что-то не срастается. То у деда шестеро друзей отвлекли его, то сын отпросился на дискотеку, то дочь ушла с парнем погулять. Бабка конечно может выступить на кухне на тему саботажа планов семьи - но от этого дочь с киносеанса раньше не придет. Отец обо всем знает, твердит о необходимости и ждет когда сойдутся обстоятельства и семья соберется вместе...”. |