|
Алан Байтенов
В Южно-Казахстанской области столкновение интересов. Международный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай угрожает сохранности частицы культурного наследия Казахстана - древнего городища Хурлуг. По мнению специалистов, необходимо приостановить реализацию проекта. Хотя бы на время проведения раскопок, то есть на 2 года
Археологи обнаружили этот город еще в 90-х годах прошлого столетия. В течение этого времени раскопки, конечно, велись, однако с серьезным непостоянством. Сказывались в основном проблемы финансирования. В то же время городище Хурлуг, что находится севернее города Шымкент (в 10 километрах), является ценным наследием, которое может пролить дополнительный свет на жизнь в X-XII веках.
Сейчас из-за строительства международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай древний город может остаться под землей - по проекту трасса должна пройти по территории Хурлуга. В то же время нам удалось выяснить: о том, что древнее городище находится на пути международной трассы, оказывается, знал заказчик - Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций. Однако он вовремя не поднял вопрос о сохранении частицы культурного наследия. И по состоянию на декабрь 2010 года уже были произведены некоторые работы, в результате которых пострадал исторический памятник. Это стало известно из письма, адресованного в том числе главе представительства Европейского союза в Республике Казахстан. Инициатор обращения Общественное объединение “Национальный Аналитический Информационный Ресурс” (ОО “НАИР”), которое осуществляет независимый гражданский мониторинг проекта коридора по Южно-Казахстанской области. О том, что город скрывает массу интересного в историческом плане, говорят даже земные отвалы (что образованы в процессе строительных работ) - в них встречается керамика и прочие артефакты, характерные для времени существования города Хурлуг.
Сегодня позиция археологов категорична - пока не пройдут раскопки, специалисты сделают все возможное, чтобы помешать реализации проекта. И если не получится осуществить это на уровне договоренности с чиновниками, археологи намерены пойти на отчаянный шаг - не позволят начать строительство и уничтожить памятник истории непосредственно рабочим.
Между тем проблема, несмотря на реакцию общественных объединений и специалистов, остается. И она нуждается в решении. Нам удалось связаться с Бауыржаном Исалиевым, руководителем общественной мониторинговой группы ОО “НАИР”. Основной вопрос: что предлагается для решения этого вопроса?
- Сегодня определяется организация, которая будет заниматься раскопками. Сейчас уже ясно, что проект менять не будут и трасса пройдет по намеченному маршруту. Однако необходимо все равно произвести раскопки.
- Тем самым строительство будет остановлено?
- Предполагается, что этот участок пока что трогать не будут, а будут работать с другими. Возобновят строительство только тогда, когда полностью завершатся археологические работы. Однако на это необходимо, как минимум, два года.
Позже господин Исалиев отметил, что на два года можно рассчитывать только в случае бесперебойного финансирования. Однако стоит вспомнить, что строительство проекта Западная Европа - Западный Китай, точнее его южноказахстанской части, и так серьезно опаздывает - примерно на полтора года.
Конечно, эти предложения только на стадии обсуждения. Но в то же время мы не уверены - этично ли заасфальтировать памятник истории даже после того, как из него будут извлечены все ценные артефакты. Если подходить к этому вопросу серьезно - в перспективе необходимо музеефицировать древнее городище. То есть предложенный вариант, на наш взгляд, не совсем удачен. Во-первых, невыгоден экономически, а во-вторых, недалеко ушел от такого маловероятного предложения, как пустить международный коридор по иному направлению.
Поэтому, наверное, в этом вопросе стоит присмотреться к мировому опыту. Взять, например, Асуанскую плотину в Египте. Строительство столь крупного и важного для страны объекта также угрожало потерей (затоплением) многих памятников истории. Однако власти приняли решение - перенести их на более высокие участки. В числе таковых - храмы Калабша, Бетель-Уолл, Кертасси, Эль-Мохарракка, Эль-Себу, Эль-Дакка, Исиды на острове Филе. Конечно, на это пришлось потратить деньги (примерно 40 миллионов долларов), однако в нашем случае масштаб совершенно иной. Строительство Асуанской ГЭС позволило решить Египту множество вопросов, связанных с энергообеспечением, что на тот момент являлось стратегически важным для государства. Но власти понимали, что сохранение культурного наследия также важно. И Египту удалось с честью выйти из сложившейся ситуации.
Как будет у нас? |