ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Перекапывание истории Новость дня / События

Алан Байтенов
В Южно-Казахстанской области столкновение интересов. Международный транспортный коридор Западная Европа - Западный Китай угрожает сохранности частицы культурного наследия Казахстана - древнего городища Хурлуг. По мнению специалистов, необходимо приостановить реализацию проекта. Хотя бы на время проведения раскопок, то есть на 2 года

Археологи обнаружили этот город еще в 90-х годах прошлого столетия. В течение этого времени раскопки, конечно, велись, однако с серьезным непостоянством. Сказывались в основном проблемы финансирования. В то же время городище Хурлуг, что находится севернее города Шымкент (в 10 километрах), является ценным наследием, которое может пролить дополнительный свет на жизнь в X-XII веках.
Сейчас из-за строительства международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай древний город может остаться под землей - по проекту трасса должна пройти по территории Хурлуга. В то же время нам удалось выяснить: о том, что древнее городище находится на пути международной трассы, оказывается, знал заказчик - Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций. Однако он вовремя не поднял вопрос о сохранении частицы культурного наследия. И по состоянию на декабрь 2010 года уже были произведены некоторые работы, в результате которых пострадал исторический памятник. Это стало известно из письма, адресованного в том числе главе представительства Европейского союза в Республике Казахстан. Инициатор обращения Общественное объединение “Национальный Аналитический Информационный Ресурс” (ОО “НАИР”), которое осуществляет независимый гражданский мониторинг проекта коридора по Южно-Казахстанской области. О том, что город скрывает массу интересного в историческом плане, говорят даже земные отвалы (что образованы в процессе строительных работ) - в них встречается керамика и прочие артефакты, характерные для времени существования города Хурлуг.
Сегодня позиция археологов категорична - пока не пройдут раскопки, специалисты сделают все возможное, чтобы помешать реализации проекта. И если не получится осуществить это на уровне договоренности с чиновниками, археологи намерены пойти на отчаянный шаг - не позволят начать строительство и уничтожить памятник истории непосредственно рабочим.
alt
Между тем проблема, несмотря на реакцию общественных объединений и специалистов, остается. И она нуждается в решении. Нам удалось связаться с Бауыржаном Исалиевым, руководителем общественной мониторинговой группы ОО “НАИР”. Основной вопрос: что предлагается для решения этого вопроса?
- Сегодня определяется организация, которая будет заниматься раскопками. Сейчас уже ясно, что проект менять не будут и трасса пройдет по намеченному маршруту. Однако необходимо все равно произвести раскопки.
- Тем самым строительство будет остановлено?
- Предполагается, что этот участок пока что трогать не будут, а будут работать с другими. Возобновят строительство только тогда, когда полностью завершатся археологические работы. Однако на это необходимо, как минимум, два года.
Позже господин Исалиев отметил, что на два года можно рассчитывать только в случае бесперебойного финансирования. Однако стоит вспомнить, что строительство проекта Западная Европа - Западный Китай, точнее его южноказахстанской части, и так серьезно опаздывает - примерно на полтора года.
Конечно, эти предложения только на стадии обсуждения. Но в то же время мы не уверены - этично ли заасфальтировать памятник истории даже после того, как из него будут извлечены все ценные артефакты. Если подходить к этому вопросу серьезно - в перспективе необходимо музеефицировать древнее городище. То есть предложенный вариант, на наш взгляд, не совсем удачен. Во-первых, невыгоден экономически, а во-вторых, недалеко ушел от такого маловероятного предложения, как пустить международный коридор по иному направлению.
Поэтому, наверное, в этом вопросе стоит присмотреться к мировому опыту. Взять, например, Асуанскую плотину в Египте. Строительство столь крупного и важного для страны объекта также угрожало потерей (затоплением) многих памятников истории. Однако власти приняли решение - перенести их на более высокие участки. В числе таковых - храмы Калабша, Бетель-Уолл, Кертасси, Эль-Мохарракка, Эль-Себу, Эль-Дакка, Исиды на острове Филе. Конечно, на это пришлось потратить деньги (примерно 40 миллионов долларов), однако в нашем случае масштаб совершенно иной. Строительство Асуанской ГЭС позволило решить Египту множество вопросов, связанных с энергообеспечением, что на тот момент являлось стратегически важным для государства. Но власти понимали, что сохранение культурного наследия также важно. И Египту удалось с честью выйти из сложившейся ситуации.
Как будет у нас?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение