ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От тамги до британских морей Новость дня / События

Юлиана Жихорь, Ботагоз Омар, Алла Иванилова
Президенты 29 государств (плюс вице-президент Швейцарии, который 10 декабря станет президентом Швейцарской конфедерации), 10 премьер-министров из стран парламентской системы правления, министры иностранных дел, государственные секретари, главы парламентов, руководители и доверенные лица руководителей всех 56 стран - членов ОБСЕ, всего 75 делегаций, включая глав крупнейших международных и региональных организаций - ООН, ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ и других, собрались в среду в Астане для определения сценария будущего развития организации.
И хотя круглый стол предполагал достижение консенсуса по ряду спорных вопросов, главы ряда государств воспользовались ситуацией для очередной пикировки в адрес друг друга

Главной идеей саммита был поиск договоренности о возможности реформирования организации и определения направлений модернизации.
О том, что структура и миссия ОБСЕ требуют обновления, говорилось уже давно. Одной из первых об этом заговорила Россия, предлагавшая превратить организацию в полноценную международную структуру. В тот период идею поддержали многие страны-участницы, была даже разработана специальная “Дорожная карта реформы ОБСЕ”. (За модернизацию европейской структуры в основном ратуют страны СНГ, кроме Азербайджана и вышедшей из Содружества Грузии. Молдова подписала документ с некоторыми оговорками.)
Как говорили инициаторы реформ, ОБСЕ, которая уже и сегодня не ограничивается сотрудничеством и бдением за безопасностью в Европе, следует стать некой переговорной площадкой, “движущей силой, - как заявил президент России Дмитрий Медведев, - в развитии взаимодействия между НАТО, Европейским союзом, Советом Европы, СНГ и Организацией Договора о коллективной безопасности”.
Однако для этого следует провести ряд “технических” нововведений. В частности, изменить устав организации, действующий уже 35 лет. Страны-члены уверены, что без завершения процесса превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию о повышении ее эффективности не может идти речи.
Принятие уставного документа позволило бы не только регулировать правила игры организации, но и усилило бы сопричастность государств-участников во всех сферах деятельности. В последнее время эта “игра” нередко критикуется самими членами ОБСЕ.
На саммите это проявилось весьма ярко. Особенно в вопросе отношения к нынешней первой корзине приоритетов ОБСЕ - военно-политической. И, в частности, к перспективе урегулирования затянувшихся конфликтов.
Президент Евросоюза Херман ван Ромпей убежден, что “потенциал ОБСЕ в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов и их урегулирования... нуждается в укреплении”. “Недавний опыт в ряде государств Центральной Азии, таких, как Кыргызстан, показывает, что ОБСЕ должна и далее адаптировать свою деятельность, - отметил ван Ромпей. - Ей следует улучшить механизм принятия решений. Нам по-прежнему приходится иметь дело с затяжными, неурегулированными конфликтами в регионе ОБСЕ, они продолжают угрожать нашей стабильности и безопасности. По сути, само использование таких слов, как “неурегулированные” или “затяжные”, создает риск того, что эти конфликты попадут в некую особую категорию, так сказать, конфликтов безнадежных. Мы не можем позволить себе допустить это”.
Вопрос заключается лишь в подходе к решению этих наболевших вопросов.

Кавказское Косово
Камнем преткновения на саммите, как, впрочем, и во взаимоотношениях стран ОБСЕ в последние годы друг с другом, стало известное отношение сторон к грузинско-абхазскому конфликту.
Дмитрий Медведев в очередной раз заявил о грузинской агрессии в отношении Южной Осетии и Абхазии. Тогда как США и большинство стран Европы говорили о российской аннексии этих территорий. Европа и Белый дом четко дали понять, что не приемлют позицию России и признавать Абхазию и Южную Осетию суверенными территориями не намерены. Более того, госсекретарь США Хиллари Клинтон (а вслед за ней и другие лидеры стран ОБСЕ) выразила надежду на то, что нынешний саммит поможет возобновить официальные переговоры в формате “плюс 2”.
Представитель премьер-министра и председатель тайного Совета лордов Великобритании Ник Клегг заявил не только о признании территориальной целостности Грузии в рамках признанных международных границ, но и заявил, что “Россия должна соответствовать своим обязательствам по предотвращению огня и вывести свой контингент из Абхазии и Южной Осетии”.
В ответ на это Медведев предложил ввести в ОБСЕ единые правила игры для всех. Напомнив, что принцип мирного урегулирования нужно применять до начала вооруженного периода конфликта, а не после военных действий: “Урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым”.
Медведева поддержал президент Сербии Борис Тадич, поблагодаривший страны, не признавшие независимость Косово. Он заявил, что их позиция по данному вопросу полностью соответствует Хельсинкскому акту. Заодно Тадич фактически упрекнул полевую миссию ОБСЕ в Приштине в чрезмерной политизированности. Выразив надежду, что в будущем (после саммита) миссия “будет оставаться нейтральной по отношению к статусу (Косово. - “НП”). И будет больше заниматься улучшением жизни неалбанских общин в Косово”).
Что же касается позиции Грузии, то Михаил Саакашвили, сидевший, кстати, в противоположном от российской делегации конце стола, заверил всех, что иного, кроме как мирного, пути разрешения конфликта он тоже не видит. Саакашвили напомнил, что с 1994 года полмиллиона беженцев (и их число продолжает расти) ждут решения своей участи именно от ОБСЕ. “После этнической чистки в 2008 году свыше полумиллиона человек лишены своих домов по признаку национальности, вероисповедания, политических взглядов. На повседневной основе нарушаются права человека в оккупированных районах Грузии”, - сообщил он.
После этого заявления Грузии глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия не поддержит формулировки итоговых документов саммита ОБСЕ в Астане, в которых будет идти речь о “конфликте в Грузии”. “Мы готовы в итоговых документах саммита активно и в деталях поддержать работу Женевских дискуссий. Но мы не можем согласиться с тем, что эти дискуссии посвящены “конфликтам в Грузии”, как это предлагают сделать некоторые наши западные коллеги”, - отметил он. Он отметил, что в так называемых Женевских дискуссиях, где Россия, Евросоюз, США, ОБСЕ и ООН выступают посредниками, в качестве равноправных участников процесса, наряду с Грузией фигурируют Абхазия и Южная Осетия. “Ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах речи быть не может”, - заявил Лавров.
Определившись, видимо, со своей позицией, Дмитрий Медведев покинул Астану сразу после обеда. Вылету российского лидера не помешал и сильный буран, который обрушился на Астану в среду днем. Напомним, что ранее помощник президента РФ говорил, что Медведев будет участвовать в саммите 1-2 декабря.

alt

Афганский тупик

Практически одновременно с Медведевым Казахстан покинул и президент Афганистана Хамид Карзай.
Еще до его отъезда определилась общая, на сей раз практически идентичная позиция государств - членов ОБСЕ в вопросе урегулирования ситуации в этой центральноазиатской стране.
Стороны, все как один, выступали не только за помощь Афганистану морально, технически и финансово, но и призывали расширять торговое сотрудничество с Кабулом.
Кроме того, неурядицы в Афганистане стимулировали модернизировать еще одно направление деятельности организации. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, заявив, что “отсутствие стабильности в Афганистане является опасным не только для Центральной Азии, но и для всего региона ОБСЕ”, сообщила, что организация должна играть большую роль “в деле общих границ с Афганистаном, продолжающихся на 1800 километров”. По ее мнению, расширение полномочий ОБСЕ должно коснуться усиления безопасности границ с этой страной и борьбы с наркоторговлей.
Сам Хамит Карзай считает, что от его страны не надо отделяться. Более того, он призывает укрепить региональное сотрудничество с тремя граничащими с Афганистаном членами ОБСЕ, даже несмотря на то, что “регион подвергается угрозе терроризма и международной организованной преступности”. По его мнению, следует обратить больше внимания на возможности Афганистана как страны-транзитера. “Более активный транзит через нашу страну и лучший торговый обмен в регионе не только способствуют экономическому развитию всего региона, но и являются важными инструментами для интеграции”, - сообщил Хамит Карзай.
Единственным, кто высказал сомнения в действенности ОБСЕ в разрешении конфликта в Афганистане, оказался Узбекистан. Глава МИД Узбекистана Владимир Норов заявил, что его страна намерена строить отношения с Афганистаном не на основе призывов ОБСЕ, а “учитывая исторический опыт”, и только на двухсторонней основе, “не считая для себя возможным участие в реализации программ и проектов, принимаемых на коллективной или блоковой основе”.
По словам Норова, “все более очевидным становится тот факт, что военного решения афганской проблемы нет. А избранная стратегия коалиционных сил по умиротворению Афганистана не приносит ожидаемых результатов”. В связи с чем он еще раз предложил “альтернативные пути достижения мира и стабильности в Афганистане”, вариант которых озвучила узбекская сторона еще в 2008 году, - создание под эгидой ООН контактной группы 6+3: “Смысл и содержание узбекской инициативы основаны на необходимости признания, что проблемы своей страны должны решаться самими афганцами при содействии тех стран, которые, исходя из своих интересов безопасности, заинтересованы в окончании войны и стабильном будущем Афганистана, - заявил он. - Переговоры, по нашему мнению, должны вестись со всеми основными противоборствующими силами”. Имея в виду, само собой разумеется, талибов.
Кстати, негативно оценил Узбекистан и роль ОБСЕ в вопросе предупреждения и нейтрализации событий на юге Кыргызстана. Говоря о деятельности международной комиссии по расследованию данных событий, он отметил, что “эта группа практически не имеет никаких полномочий ни от ООН, ни от ОБСЕ”: “Возникает вопрос: кто и на каком уровне будет рассматривать результаты расследования этой группы? Ответа на этот вопрос мы пока не имеем”. Он заявил, что “важным является проведение независимого международного расследования погромов, убийств и насилия, совершенных 11-14 июня на юге Киргизии с тем, чтобы привлечь к ответственности всех заказчиков, организаторов и исполнителей этих кровавых злодеяний”: “Пока не будет поставлена точка и не будут определены конкретные виновники трагедии, трудно утверждать, что она не повторится вновь. Своевременное проведение объективного международного расследования, исключающего предвзятость и односторонний подход, твердая принципиальная позиция мировой общественности могут открыть дорогу примирению и согласию между киргизами и узбекской общиной Киргизии”.

alt
Арцах - Карабах

Еще одним затяжным конфликтом в регионе ОБСЕ является Нагорный Карабах. Во время выступления на саммите президенты Армении и Азербайджана постоянно обменивались обвинениями в адрес друг друга.
“Нагорный Карабах - это историческая часть Азербайджана, это международно признанная часть Азербайджана”, - заявлял Ильхам Алиев, перечисляя беды азербайджанских беженцев: “В результате политики этнических чисток, которая проводится Арменией в отношении азербайджанцев, 20 процентов территории Азербайджана находится сейчас в режиме оккупации. Миллион азербайджанцев стали беженцами”.
Обвиняя Армению в геноциде, Алиев заявил, что “вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном по-прежнему представляет собой крупнейшую угрозу для международной и региональной безопасности”. Он выразил недовольство непродуктивной работой Минской группы, при посредничестве которой уже почти 20 лет ведутся мирные переговоры. Но озвучил позицию, что “Азербайджан оценивает предложения, которые готовятся Минской группой и ее сопредседателями за последние шесть лет в рамках Пражского процесса”. “Мы готовы продолжать переговоры и прийти к их завершению в кратчайшие сроки, а также прийти к такому результату, который будет основан на нормах и принципах международного права в рамках территориальной целостности Азербайджана”, - заявил он.
В свою очередь президент Армении Серж Саргсян, сообщив, что Нагорный Карабах провозгласил свою независимость в сентябре 1991 года “в полном соответствии с нормами международного права, а также советским законодательством, действовавшим в это время”, упрекнул Азербайджан в нежелании идти на уступки. “Попытки Азербайджана заставить нас пойти на односторонние уступки, угрожая нам силой, не только ограничены в своей силе и окажутся несостоятельными, они остаются основным камнем преткновения на пути к решению проблемы. На данной фазе Азербайджан не проявляет интереса к разрешению нагорно-карабахского конфликта, единственной целью является нанесение максимального ущерба Армении”, - заявил он во второй день саммита. Он предупредил, что в “случае если Азербайджан прибегнет к военной агрессии, у Армении не будет другого выбора, как признать юридический статус Нагорно-Карабахской Республики и усилить ее возможности в целях обеспечения безопасности народа Арцаха”.
Тем не менее в отличие от российско-грузинских отношений Армения и Азербайджан смогли прийти к согласию относительно того, что настало время предпринять более решительные действия, направленные на урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Ильхам Алиев и Серж Саргсян подтвердили свои обязательства стремиться к окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, а также заявлений президентов стран Минской группы (России, Франции, США).
Но хотя совместное заявление стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ и президентов Азербайджана и Армении было оглашено на саммите ОБСЕ в Астане, ожидавшаяся двухсторонняя встреча глав двух конфликтующих стран так и не состоялась.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение