|
Константин Маскаев
Перспектива совершить в стране экономическую революцию вызывает все больше сомнений. Да и нацеливались ли реализаторы Программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 годы на что-то действительно грандиозное, доселе невиданное по экономическому и социальному эффекту? Вопрос риторический. Недоосвоенные в этом году 130 миллиардов бюджетных тенге только усиливают сомнение в способности наших сегодняшних государственных мужей к масштабным историческим свершениям
Прошло, как известно, восемь полных месяцев с момента, когда президент одобрил программу и поручил: действуйте! За это время официальные источники в самых различных контекстах упоминали о 300 проектах, которые подаются как проекты программы. Торжественно звучат красивые круглые цифры. Но уже не впечатляют. Мы привыкли к этим расписным громким названиям. Обычно мы вначале слышим о них много и часто. Потом они вызывают зевоту. Позже никто из нас не может внятно объяснить, где они, эти наши “корпоративные лидеры”, “прорывные проекты”, “сто школ и сто больниц”, “самая лучшая банковская система на постсоветском пространстве”... где, наконец, находится заветный вход в “золотой полтинник” самых конкурентоспособных стран мира.
Видимо, поэтому рассудительный премьер-министр Масимов со свойственной прямотой сказал по поводу грядущего индустриально-инновационного бума: “Я думаю, что программа достаточно проработана со всеми. Но один из ключевых вопросов - потом ее быстро реализовать. Не только красиво написать, но и привести в жизнь”.
При этом “изобретать велосипед” вовсе не требуется! Истории известны примеры, когда процесс форсированного наращивания промышленного потенциала сокращал отставание экономики, возрождал утраченную в ходе войн промышленность, выводил государства на лидирующие позиции в мире. Самый близкий нам - индустриализация СССР в 30-е годы. Задачей было превращение преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.
В чем сходство? Тогда в СССР был дефицит ученых, конструкторов, инженерных кадров. Они либо уехали, либо были уничтожены. Строить заводы, запускать производственные линии, передавать технологии и руководить процессом приглашали зарубежных инженеров. Возможности изобретать свое были ограничены, время поджимало. Советское правительство покупало технологии в Европе и США - порой продавало антиквариат из запасников “Эрмитажа” и других музеев.
Казахстану ничего такого продавать не нужно. Денег достаточно, чтобы здесь запустить чужие идеи. Пусть среди десятка таких технологий будут хотя бы одна-две собственных, отечественных, уже хорошо! Потенциал же привлечения иностранных идей и инвестиций интересен еще и тем, что с ними в страну приходят и передовые технологии, и менеджмент, и организационный опыт.
Взять хотя бы нефтегазовый сектор. За годы независимости большинство казахстанцев свыклись с тем, что основная часть бюджета формируется за счет ресурсной ренты. Но, если говорить без ложного лукавства, подавляющее большинство населения страны никак не отождествляет себя с этим богатством. Крохотная часть населения добывает нефть, такая же горстка качает эту нефть по трубам, к слову - проложенным еще при Советском Союзе.
Кто-то получает с этого баснословную прибыль. Остальные как бы не причастны. Почему бы в нефтедобывающей стране не сделать акцент на переработку нефти? Построить, например, комплекс производств по выпуску нефтепродуктов. Известно, что продукты переработки нефти - это не только топливо. Это и масла, и пластмассы, и ткани, и строительные материалы, и средства бытовой химии. В новом качестве отрасль могла бы стать и градообразующей, и социально более важной. А равно - и инновационно емкой.
Или помните, на что опиралась индустриализация СССР в 30-е годы? На электрификацию. Тогда преимущественно аграрная страна буквально опуталась проводами, было построено около 30 электростанций. Энергия нужна была под перспективу возведения машиностроительных и других заводов-гигантов. Одновременно миллионы людей получали требуемую квалификацию. В наше время электроэнергетика также может стать тем фактором, который изменит сознание, например, в среде сельских жителей.
Альтернативные источники электроэнергии - это не только модные разговоры. В Западной Европе неуклонно растет процент энергии, полученной с использованием ветра и солнца. Более того, там поощряется производство и потребление альтернативной энергии. Это и налоговые льготы, и другие послабления. В конце концов, государство просто закупает “экологичную” энергию у “фермеров-энергетиков” и по самой дорогой цене, тем самым стимулируя людей вкладывать в солнечные батареи и ветряки деньги. Почему бы и у нас не внедрить, причем массово, производство альтернативной энергии в сельской местности?
Казахстан занимает огромную территорию. Но огромен и процент земли, которая никогда не будет возделана в силу особенностей климата и других причин. Не исключено, что климатические изменения еще больше сократят плодородные или пригодные для пастбищ площади. Как ни парадоксально, но именно эти обдуваемые ветрами и испепеляемые солнцем пустынные просторы могли бы изменить положение вещей. Достаточно создать стимул и начать приобретать альтернативную энергию. Последовательно и планомерно. Это трансформировало бы интересы большого числа людей из сферы традиционных занятий в совершенно иную качественную плоскость, ведь обслуживание и использование ветряка или солнечной батареи в промышленных масштабах предполагает и уровень элементарных инженерных знаний. Заинтересовать сельских жителей так, чтобы они увидели в ветряной электростанции новую корову или стадо баранов - в этом также заключается и задача государства, и сама инновационность идеи.
С необходимостью поднимать страну из руин в свое время столкнулась Германия. Исторический перелом начался в июне 1948 года с денежной реформы. Далее было положено начало свободной рыночной экономике. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы, в магазинах вдруг в изобилии появились товары. За годы командной экономики национал-социалистов и принудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение.
Справившись с материальной нуждой, немцы наконец стали выпускать то, что требовал спрос. Краеугольным камнем свободной рыночной экономики стала конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар. Двигателем всего стали виды на прибыль.
Независимость Казахстана началась с введением собственной денежной единицы. Затем страна отправилась в свободный рынок. Но со временем государство стало проявлять повышенный интерес к основным, чаще всего наиболее успешным игрокам экономики. Процесс этот стал еще более заметен в процессе реализации антикризисных мер. В этом можно увидеть увод экономики в регулируемое нерыночными инструментами русло. Экономическая же политика правительства в новых условиях должна ограничиваться и сводиться лишь к возможности оказания влияния на ход конъюнктуры.
Вновь оглянемся в прошлое и обнаружим, что весь масштабный проект под названием “Индустриализация в СССР” поддерживался интенсивным внутренним пиаром - все виды доступного искусства: живопись, графика, скульптура, кино, театр и литература - были заняты агитацией и пропагандой и весьма успешно справлялись с поставленной задачей. Но сегодня о программе нужно не только активно говорить и заниматься пропагандой. Нужно демонстрировать реальные результаты, которые действительно меняют жизнь людей в отдельно взятом районе, городе, области и в стране в целом.
Должны быть даны внятные объяснения, для чего вообще нужна программа. Граждан необходимо убедить, что индустриально-инновационные преобразования выведут благосостояние казахстанцев на совершенно иной, ощутимо высокий уровень.
Реализация программы должна носить массовый характер. Однако это необходимо делать продуманно, ведь сейчас велик соблазн втянуть любой проект в “Карту индустриализации” или “Дорожную карту бизнеса-2020”, ибо там маячит перспектива временного моратория на проверки государственными органами. Становится просто выгодно вписаться в программу: ей все приоритеты, перспективы, возможные инвестиции и послабления. И тогда инновационными вдруг становятся наращивание темпов добычи, производство удобрений, строительство животноводческих комплексов, птицефабрик, теплиц, запуск цементных заводов и т.д. Все эти проекты важны и нужны. Но они не инновационны. Их можно рассматривать только как вспомогательные.
У Казахстана есть действительно очень хороший шанс качественно изменить жизнь в стране и поднять авторитет в мире. Для этого действительно стоящую идею об инновационном и индустриальном скачке нужно правильно оформить, подать и реализовать без натяжек и противоречий - в полном соответствии с планами. |