|
Ботагоз Омар
Как побудить топ-менеджеров ведущих национальных компаний быть более эффективными и при этом - на фиксированную зарплату в 700000-750000 тенге в месяц? Над такой дилеммой задумались в Фонде национального благосостояния “Самрук-Казына”. По мнению главы ФНБ, без системы поощрений тут все равно не обойтись
Кризисные
Бонусы
Четыре года назад всем главам национальных компаний пришлось потуже затянуть пояса, когда был озвучен ежемесячный заработок главы “Казахтелекома”. 365 тысяч долларов США по праву могут претендовать на рекорд, достойный казахстанской книги рекордов Гиннеса. Конечно, с оговоркой относительно того, что почти все акции данной компании принадлежат государству.
Больше всего тогда досталось Асхату Карибжанову, которого сняли с должности сразу же после нашумевшего заседания Совета безопасности. После чего общественность принялась заглядывать в карманы остальным главам национальных компаний, параллельно затрагивая доходы депутатов и чиновников, начиная с “верхушки” и заканчивая более мелкими “мастями”.
Все познается в сравнении, а потому рядом с колонками зарплат отечественных госслужащих красовались цифры с доходами известных мировых деятелей. Конечно, доходы казахстанских членов Кабмина в размере 370 тысяч тенге, акимов областного уровня (более 148 тысяч) и директоров департаментов центрального органа (около 108 тысяч) были не настолько впечатляющими, как зарплаты министров французского правительства, получающих около 15-16 тысяч долларов в месяц. Тем не менее шутливое пожелание из советского фильма “чтоб ты жил на одну зарплату!” приобрело новое звучание.
Наступивший после этого кризис обострил “зарплатную” тематику. Поэтому созданному к этому времени ФНБ “Самрук-Казына” первым делом пришлось почти наполовину сократить управленческий штат фонда и на треть урезать оклады всем сотрудникам нацкомпаний, отменив при этом систему бонусов.
Завесу вопроса с поправкой на сегодняшний день на днях приоткрыл глава фонда Кайрат Келимбетов. Как он сообщил “НП”, средний заработок руководителей национальных компаний составляет около пяти тысяч долларов США. Эти суммы фиксированы, бонусы и премиальные при этом отменены. “Но такая система, во-первых, не позволяет мотивировать руководителей компаний, а во-вторых, она все равно создает коррупционный потенциал. Это не значит, что прямо настроения такие, но потенциал она создает”, - отметил глава ФНБ.
При этом он добавил, что этот вопрос поставлен перед советом директоров, и к концу года будет решаться вопрос о поощрении наиболее ярких и талантливых специалистов, причем не только руководителей, но и экспертов. В противном случае, они могут перейти в частные и иностранные компании. “Мы создадим специальную систему, которая позволит привлекать кадры на конкурентоспособной основе, - отметил Кайрат Келимбетов. - Этот вопрос на повестке дня, нельзя к нему популистски относиться. Это не госорганизация, есть корпоративные принципы, и мы к этому вопросу вернемся”.
И кнут, и пряник,
или Кнутом по прянику?
В целом за прошлый год каждый сотрудник группы компаний “Самрук-Казына” заработал для государства более семи миллионов тенге. По мнению руководителя департамента по управлению человеческими ресурсами ФНБ Жомарта Абиесова, в этом году эти суммы должны быть выше. Так как во всех компаниях фонда запущены программы, направленные на повышение эффективности работы каждого из более чем 260 тысяч казахстанцев, работающих в компаниях группы “Самрук-Казына”.
Одна из них - внедрение системы KPI, или КПД (ключевых показателей деятельности). Такой своеобразный коэффициент полезного действия позволяет реально оценить результаты работы управляющих директоров, отвечающих за то или иное направление. Для неруководящих сотрудников предусмотрена ежегодная аттестация, которая призвана показать, соответствует ли конкретный работник конкретной должности.
Для того чтобы подгонять сотрудников и стимулировать их постоянно совершенствоваться, в компании формируется своеобразная “скамейка запасных”. То есть список тех людей, которые хотели бы устроиться в штат национальных компаний. В 2007 году такая программа сначала была внедрена в “Казахстан Темир Жолы”, затем она была подхвачена другими структурами фонда. Сотни претендентов проходят подготовку и тестирование, чтобы получить звание резервиста. По мнению Кайрата Келимбетова, списки резервистов должны быть как можно длиннее, чтобы при необходимости можно было бы заменить кого угодно - от первых руководителей до обычных специалистов.
Учитывая, что перед группой компаний фонда поставлены амбициозные задачи по модернизации экономики, вопрос развития человеческих ресурсов и мотивации национальных кадров остро стоит на повестке дня, считает Келимбетов. Во всех национальных компаниях социальный пакет включает медицинскую страховку и повышение квалификации (причем стоимость обучения отрабатывается работой в компании). Что касается вопроса о приобретении квартир для сотрудников нацкомпаний, когда в рамках антикризисных мер правительством была поставлена цель по выкупу квартир в недостроенных объектах, то, по информации пресс-службы ФНБ, в целом для всех компаний было выкуплено около 30 квартир.
Кайрат Келимбетов подчеркивает, что деятельность фонда является достаточно прозрачной. “Мы посчитали: в прошлом году Счетный комитет из 365 дней в году “жил” в фонде “Самрук-Казына” 161 день. Другие проверяющие структуры, свыше десятка проверяющих органов, также подолгу гостили у нас, - отметил он на недавней встрече со столичными журналистами. - Слава богу, из девяти миллиардов долларов, которые дали нам из Национального фонда, обнаруженные нарушения были в самих банках и составили не более 0,04 процента. Другими словами, те деньги, которые прошли через нас (в рамках антикризисных мер правительства. -
“НП”), нигде не прилипли и были доставлены адресату”.
Астана |