|
Фарида Галиева
Стихия, начудившая в Европе и России, не обошла стороной и Казахстан. Засуха, саранча и прочие природные катаклизмы неизбежно приведут к снижению урожая и, соответственно, к осеннему повышению цен на хлеб и прочую продукцию из муки. Уже сейчас (и только по официальным данным) в той или иной степени засухой уничтожена шестая часть посевов. Особенно от жары пострадал запад страны, где к тому же ситуацию усугубила нестадная саранча, обработку площадей против которой в этом году местные власти провалили. И все-таки, справедливости ради, уточним, что главным “стихийным бедствием” в нашей стране был и остается человеческий фактор
Так, например, выясняется, что в значительной степени ожидающийся неурожай может объясняться не глобальным изменением климата, а тотальным несоблюдением агротехнологий, да и просто бесхозяйственностью: ошибочными сроками сева, малой долей озимых, наиболее устойчивых к засухе, недостаточным использованием влагосберегающих технологий, устаревшей техникой... (Впрочем, подробнее об этом читайте в статье “Проигранная битва за урожай” на 3-й странице.)
Саранче наши чиновники также уступают не столько количеством, сколько из-за личных качеств. Вспоминается, в частности, прошлогодняя “нанотехнология”, предполагавшая борьбу с саранчой посредством... розового афганского скворца, крылатую армию которых наши руководители от с/х планировали импортировать из-за границы. О том, что ненасытные “афганцы” вместе с саранчой сожрут содержимое и казахстанских садов и огородов, авторы идеи, прельщенные гениальной финансовой составляющей операции, как-то не подумали... Неудивительно, в общем, что с такими “борцами” вредители процветают.
Но, конечно, нигде этот пресловутый человеческий фактор не сказывается так сильно, как при жатве. Разумеется, каждый год очередная “битва за урожай” оканчивается победой, вот только победа эта всякий раз оказывается пирровой. Нет никаких сомнений, что и нынешняя уборочная кампания (тем более благодаря удачной конъюнктуре - неурожай в России и проч.) будет сопровождаться настойчивыми попытками определенных сил дестабилизировать обстановку и сделать на этом дополнительные деньги.
Что имеется в виду? На самом деле ситуация на казахстанских полях не такая уж и скверная. Да, урожай ожидается не рекордный и, может, даже ниже среднего - всего 13,5-14,5 миллиона тонн по сравнению с прошлогодним 21 миллионом. Но если вспомнить, что в амбарах остались нереализованные 8 миллионов тонн, а внутренняя потребность составляет всего 6 миллионов, то, мягко говоря, жить можно. И за продовольственную безопасность не стоит беспокоиться, и на экспорт еще останется. А учитывая рост цен, и крестьяне, и зерновые трейдеры, и, в конце концов, государство только выиграют от погодных неурядиц.
Подсчитаем примерно: 14 плюс 8, и умножим сумму на прогнозируемую осеннюю цену на зерно в 220 долларов за тонну. Выходит около 5 миллиардов долларов. Именно столько должна получить зерновая отрасль Казахстана по итогам года.
Но дело даже не в том, много это или мало (хотя вполне прилично). А в том, что, по сложившейся традиции, на бумаге этой суммы наши полевые командиры так и не соберут. Максимум - наскребут половину (остальное будет продано нелегально, по различным мошенническим схемам, но о них ниже). А чтобы якобы свести концы с концами - рассчитаться по кредитам и т.п., - несчастному отечественному крестьянству позарез будет нужен еще миллиард. А то и два. Долларов.
И эти деньги зерновики (не сами, конечно, а через свои политические рупоры - через депутатов, газеты, местные власти и прочее “общественное мнение”) попросят из государственного бюджета. То есть из нашего с вами кармана. И ведь получат, скорее всего!
Кто такие эти “зерновики”? Разумеется, не сами крестьяне, выращивающие хлеб. Речь идет о крупных зерновых трейдерах - впрочем, не столько о них самих, сколько о “крышующих” их госструктурах, начиная с таможни и полиции и заканчивая сельскими акимами, без ведома которых эти зерновые трейдеры не смогут сделать и шага. Ведь ни для кого не секрет - это “черная”, аферная природа отечественного зернового бизнеса...
Ну, а каковы могут быть “методы” злачной мафии, чтобы скрысятничать из общенационального урожая добрую половину зерна, в принципе, общеизвестно. Так, изрядная часть урожая наверняка будет продана “налево” еще на стадии уборки - так сказать, с комбайна. Разумеется, вполцены, но зато и без каких-либо налогов, пошлин и т.д. Причем вполне допустимо предположить, что как самими комбайнерами, так и “игроками” покрупнее...
Другая часть зерна будет скрысятничата чуть ли не в прямом смысле - поедена крысами, мышами, хомяками и прочими жуками на элеваторах. Разумеется, де-юре. Де-факто же также отправится в основном на казахстанско-российскую границу.
Наконец, еще одну значительную часть денег никак нельзя будет отследить по причине так называемой пересортицы. Когда зерно лучшего качества будут продавать как несортовое. А налоги платить именно с этого официального мизера.
В результате, повторимся, весь этот наш полутеневой зерновой бизнес намолотит “левые” деньги дважды: сначала - в обход легальных платежей, а затем - еще и “вытащит” точно такую же сумму из госбюджета под видом помощи пострадавшему от засухи сельскому хозяйству, без которой этому последнему ну никак не выжить...
От этого, кстати, и урон государству тоже двойной. Не только вполне подсчитываемый материальный, но и неисчисляемый моральный: ведь общество, люди, видя, как глумится над государством и его многочисленными институтами (полицией, таможней, пограничниками, налоговиками) прожорливая стайка вышеназванных грызунов, не может не делать определенных выводов. Какая цена такому государству, которое не может совладать с ватагой нагловатых, неосторожных воров?! Тем более что дел тут соответствующим службам - на три недели, максимум на месяц, в течение которого в основном и растаскивают новый урожай. Чего, казалось бы, проще, создать на это время специальные межведомственные группы, которые отслеживали бы нехитрую “логистическую” цепочку комбайн - элеватор (здесь поставить лаборатории) - граница да сажали бы мошенников в СИЗО, как рыбу в садки во время путины...
И еще. Поскольку цена на хлеб - вопрос политический, а зерно и мука уже дорожают, можно предположить, что селяне государство все-таки раскрутят на дотации из бюджета. Мол, чтобы не работать себе в убыток и в то же время не взвинчивать цены до космических. Но с той же степенью уверенности можно предположить и то, что деньги эти, как выше и говорилось, будут без остатка “распилены” хлебной мафией. Для чего, собственно, все и затевалось...
Единственный способ оправдать средства - направить их на субсидирование последнего звена в производстве хлеба - пекарей. То есть, к примеру, если цена на “социальную” булку будет определена, скажем, в 100 тенге, а себестоимость ее будет составлять 130, то эти тридцать (плюс какой-то законный процент) хлебопекам и должно возмещать государство. Во всех остальных случаях (с мельниками, а тем паче с самими зерновыми трейдерами) говорить о контролировании выделенных средств не приходится.
И схему эту выработать - и ознакомить с нею общество необходимо уже сейчас.
Р.S. Полутеневой природой отечественного зернового бизнеса обусловлена и еще одна потенциальная опасность грядущей осени. В погоне буквально за длинным рублем (из-за неурожая в России цены на зерно там наверняка подскочат) нечистоплотные зерновые трейдеры, скорее всего, будут особенно рьяно сбывать неучтенный урожай нашим соседям. И тогда действительно станет возможной ситуация, что своего зерна Казахстану не хватит: все попросту уйдет за границу. Но, как видим, совсем не из-за засухи... Это тем более вероятно благодаря распространенной в Казахстане практике приписок к реальному урожаю, из-за которой мы наивно будем полагать, что в стране есть необходимый НЗ зерна, тогда как на самом деле в отечественных амбарах останется лишь приписанная “липа”. Так, кстати, уже едва не случилось в 2003 году, когда, по нашим данным, объем приписок составил рекордные 5,5 миллиона тонн - почти и составив казахстанский “прожиточный минимум” в 6 миллионов тонн.
А детонатором взрывоопасной ситуации тогда также стал неурожай у соседей только в тот раз на Украине.
(Продолжение темы на 3-й стр.) |