|
Андрей Губенко из Алматы
Сегодня в Алматы стартует международное мероприятие, которому суждено стать либо главным, либо вторым по значимости из тех, что Казахстан, как председатель ОБСЕ, проводит в этом знаменательном году. Зависит от того, смогут ли министры иностранных дел стран, входящих в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, на своей предварительной неофициальной встрече сформулировать такую впечатляющую повестку, ради которой главные геополитические тяжеловесы планеты в конце года согласятся собраться на седьмой по счету (но отнюдь не по значению: все-таки историческое событие, после 11-летнего перерыва) саммит ОБСЕ-2010 в Астане?
Напомним, что сама идея проведения неформальных саммитов ОБСЕ не так уж и стара: годом раньше с подобной инициативой выступила Греция, председательствовавшая в 2009 году. Но тогда перед участниками не стояла столь важная, отнюдь не “неформальная” задача: определить, требует ли нынешняя ситуация в мире нового глобального саммита, и если да, то какова должна быть будущая конфигурация безопасности в обновляющемся мире.
Теперь же перед представителями 56 стран - участниц ОБСЕ и ее 12 партнерами (ожидается около 40 министров иностранных дел, не считая других официальных лиц высокого уровня), которые сегодня соберутся на территории горного курорта “Ак Булак” в 35 километрах от Алматы, - такая задача есть.
Попробуем же предположить (в основном исходя из того, что уже было сделано Казахстаном за прошедшие месяцы 2010 года), какие вопросы в результате обсуждения на форуме могут быть одобрены для повестки грядущего саммита.
Таких, во всяком случае принципиальных, мы насчитываем три.
Первое. Как известно, с самого начала (начала года) наша страна заявила, что приоритетом ее председательства будет миротворческая деятельность в так называемых горячих точках: в Нагорном Карабахе и Приднестровье на территории СНГ, а также в Афганистане. Логично предположить, что этот момент не только попадет в гипотетическую повестку, но еще и обогатится новой горячей точкой, существование которой полгода назад никто не предполагал - Киргизией. Тем более что Казахстан является непосредственным географическим соседом (а в каком-то смысле - и историческим родственником) этой охваченной катаклизмами центральноазиатской страны. И даже успел поучаствовать в урегулировании самой активной фазы конфликта - в частности, при непосредственном участии казахстанского президента Назарбаева и госсекретаря-шефа МИДа - председателя ОБСЕ Саудабаева из Киргизии был вывезен прежний президент Бакиев и, таким образом, существенно уменьшена угроза полномасштабной гражданской войны.
Второе - кризис. А точнее, долгосрочная стратегия по борьбе с ним и его последствиями. Ведь кризис, помимо всего прочего, несет угрозу еще и безопасности. В принципе, необходимость этой концептуальной программы уже была озвучена недавно на прошедшем в начале июля Астанинском экономическом форуме - “Центрально-азиатском Давосе”. В частности, выступивший на форуме Нурсултан Назарбаев предложил создать так называемый “зеленый мост” между Европой и Азией - экологическую декларацию, призывающую к соблюдению баланса между экономикой, экологией и социальной составляющей. Прозвучало даже новое название предлагаемого документа - “Маастрихт +”. А также выступавший на форуме вице-президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Пол Вилле отреагировал на предложение весьма позитивно: “Я очень впечатлен идеей “Маастрихт +”.
Добавим, что в этой стратегии должны быть отражены все главные тенденции глобального посткризисного развития. В том числе, кстати, и перспектива создания новой мировой валюты.
Третье. Наверняка будут вновь проговорены и основные тезисы, несколько месяцев назад уже высказанные казахстанским президентом в рамках глобального саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. Напомним: и на самой конференции, и чуть ранее в статье в российской прессе Нурсултан Назарбаев раскритиковал современный “мировой ядерный порядок”. И, во-первых, обратился с весьма настойчивой просьбой к пулу ядерных держав не препятствовать намерениям всех остальных стран развивать мирный атом, а во-вторых, изъявил готовность предоставить территорию Казахстана под так называемый Международный банк ядерного топлива. Дело, к слову, чрезвычайно необходимое, ведь другая сторона разоружения, столь популярного сегодня в мире, - утилизация гигантских запасов оружейного плутония, который уже никак не переделать в мирный уран для АЭС. Так, например, Россия и США согласились списать 34 тонны плутония (и это только начало), добавьте сюда Канаду, которая добровольно отказалась от своего запаса в 8,5 тонн, и т. д.
Тем более что такое хранилище - пожалуй, оптимальное использование бывшего Семипалатинского ядерного полигона, который хоть и был закрыт, но для сельскохозяйственных и прочих общепринятых нужд едва ли пригодится в ближайшие несколько тысячелетий...
Такие вот три основных направления для дискуссий. Рискнем, однако, предположить, что одних лишь этих пунктов гипотетической повестки, пусть и чрезвычайно актуальных и важных, будет недостаточно. Для созыва саммита. Эти самые саммиты ОБСЕ, каковых до сих пор насчитывалось шесть, тем и замечательны, что почти каждый из них знаменовал настоящую веху (другой вопрос - положительную или отрицательную) в трансформации системы европейской и вообще мировой безопасности. В 1975 году в Финляндии был подписан Хельсинкский акт, благодаря которому началась пресловутая “разрядка” между Западом и Востоком. Именно после этого в Европе установился режим свободного перемещения людей и свободного же обмена информацией, а в СССР начался диссидентский процесс. В 1990 году во Франции была подписана Хартия для свободной Европы, документально закрепившая приоритет международного права над национальным. Считается, что именно парижский саммит спровоцировал волну сепаратизма и межэтнических конфликтов: так называемый “парад суверенитетов” в Восточной Европе и распад СССР, а равно и горячие точки внутри его бывших республик. А в 1999 году в Турции подписание Хартии европейской безопасности ознаменовалось громким скандалом из-за политики России в этих самых горячих точках: в Чечне и Приднестровье. Фактически тогда и началось новое охлаждение отношений между Россией и Западом, последовавшее за постперестроечной оттепелью и не изжитое по существу до сих пор.
Сможет ли Казахстан выдвинуть, а затем и выдержать столь высокую планку - краеугольных форумов, трансформировавших мировой порядок? Это и есть геополитическая интрига года - во всяком случае, для нашей страны. А для решения задачи у отечественных дипломатов есть два дня и три кита: Бишкек, Маастрихт и Семипалатинск. Посмотрим, хватит ли. |