|
Фарида Галиева
Череда неожиданных природных катастроф на востоке и юго-востоке Казахстана заслонила собой событие, благодаря которому удалось в этом году (и, будем надеяться, удастся в последующие) избежать традиционно-весенних стихийных бедствий на юге страны. Речь идет об открытии противопаводкового контррегулятора на реке Сырдарье в 160 километрах ниже Шардаринского водохранилища и чуть южнее поселка Коксарай, состоявшемся, кстати, при участии президента. Что не случайно: Коксарайский контррегулятор стал лучшим подарком населению края к центральноазиатскому Новому году и одним из крупнейших проектов последних лет стоимостью более 52 миллиардов тенге
Впрочем, эта цена - копейки по сравнению с его истинной ценностью.
Напомним, решение о строительстве этого объекта было принято в марте 2008 года. Жителей долины Сырдарьи и раньше почти каждую весну “накрывало” разрушительное наводнение, бывало - с человеческими жертвами. Но особенно масштабный паводок случился именно два года назад, когда затопило более трех тысяч зданий, а на спасательные и восстановительные работы государство потратило 130 миллионов долларов. В общем, власти наконец подсчитали, что водохранилище в итоге обойдется дешевле, не говоря уже о моральной стороне вопроса.
Напомним также и о том, что эти ежегодные паводки на Сырдарье носили не то чтобы совсем уж стихийный характер. А именно в СССР, во времена единой экономики, со стабилизирующими функциями вполне справлялся каскад водохранилищ на Амударье и ее притоках (построенных при многочисленных здешних ГЭС). Но с 1993 года Кыргызстан интенсифицировал работу Токтогульской ГЭС, в связи с чем в несколько раз увеличил зимние пропуски воды из соответствующего водохранилища в Нарын, которая затем попадала в Сырдарью, и потом уже с ней не справлялось Шардаринское водохранилище.
Отсюда и традиционные наводнения в начале весны, угрожающие 70 населенным пунктам Южно-Казахстанской и Кызылординской областей с 400 тысячами жителей. Ситуацию усугубляет и то, что этой “лишней” зимней воды затем не хватает крестьянам на полевые работы, в результате чего случаются регулярные летние засухи.
Проблема, то есть не столько природная, сколько экономическая и даже политическая, которую и должен решить новый Коксарайский контррегулятор. Но именно потому, что проблема еще и политическая, то и важность нового водохранилища объемом 3 миллиона кубометров и почти восьмиметровой плотины длиной в 45 километров чисто техническими характеристиками не исчерпывается.
Не случайно как раз накануне открытия Коксарайского контррегулятора Нурсултан Назарбаев совершил визит в Ташкент, где встретился с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Известно, что при не всегда идеальных отношениях между Ташкентом и Астаной, в вопросе трансграничных центральноазиатских рек позиции обоих государств в основном совпадают. Действительно, и Узбекистан, и Казахстан - страны низовые, использующие воду Амударьи и Сырдарьи для ирригации и в равной степени страдающие от действий Кыргызстана и Таджикистана, которые воду горных притоков названных рек рассматривают, главным образом, как энергоресурс.
Отсюда пресловутая “водная проблема” Центральной Азии.
Но теперь эта проблема, похоже, решилась - во всяком случае, для Казахстана. И дело не только в том, что Назарбаев и Каримов выступили с совместным заявлением, в котором помимо всего прочего заявили об обязательности предварительного проведения международной экспертизы при строительстве новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках - чтобы обеспечить паритет интересов (ну и экологическую безопасность, разумеется). Хотя, по сути, Узбекистан и Казахстан обозначили тем самым, что отныне при возникающих коллизиях будут выступать дуэтом, а если учесть, что с некоторых пор позицию этих стран активно поддерживает и Россия (в частности, РФ приостановила выдачу ранее обещанного кредита в 1,7 миллиарда долларов Кыргызстану для завершения строительства Камбаратинской ГЭС на реке Нарын до проведения всех необходимых международных экспертиз), то намечается мощный альянс, вполне способный воздействовать на разрозненные “верховые” страны - Кыргызстан и Таджикистан.
Так вот, повторимся, дело не только в появлении этого нового геополитического - “водного” - союза, куда вошла и наша страна. Не менее важно и то, что Казахстан начинает новую партию этой игры, имея на руках весомый козырь - Коксарайское водохранилище. Фактически проблема трансграничных рек для Казахстана всегда была связана лишь со стоком Сырдарьи; другая узловая точка - строящаяся Рогунская ГЭС на реке Вахш (пусть и с самой высокой плотиной в мире) - по большому счету, разборка между Таджикистаном и Узбекистаном.
А проблема стока Сырдарьи новым контррегулятором практически сводится на нет. Согласитесь, весьма выгодная позиция - при всевозможных межстрановых спорах отстаивать свои интересы, зная, что в крайнем случае у тебя есть весомые рычаги воздействия (экономические и политические, конечно), а у оппонента, как выясняется, таковых уже нет.
Мы, как и прежде, за справедливость при совместном освоении общих водных ресурсов Центральной Азии - чтобы ничьи интересы при этом не ущемлялись. Но теперь это не блеф, когда приходится делать хорошую мину при неважнецких в общем-то картах. Приятно быть сильным. |