|
Фарида Галиева
Фокус удался.
Казахстан хотел, чтобы ему доверили провести саммит ОБСЕ 2010 года в Астане. И на этой неделе “наш человек в Вашингтоне” - глава казахстанского МИД Канат Саудабаев, который сейчас совершает визит в Соединенные Штаты Америки как действующий председатель ОБСЕ - преодолел, пожалуй, самый трудный барьер на пути к цели. Заручился поддержкой США.
Ранее, напомним, эту инициативу нашей страны поддержали Франция, Италия, Испания, Турция, Россия и другие страны СНГ, а также Постоянный совет ОБСЕ в Вене и (кстати) Ватикан в Риме. Теперь, возьмем на себя смелость сказать, идею одобрит и ООН в Нью-Йорке, где на заседании Совета Безопасности сегодня выступит Канат Саудабаев
Впрочем, у кого лучше получилось бы промчаться по политическим “американским горкам”, как не у искушенного дипломата, который семь лет возглавлял казахстанское посольство именно тут, в Северной Америке, вообще же за два десятилетия успел побывать послом в крупнейших мировых империях (как бывших, так и нынешних) - Турции, Великобритании, США и даже в СССР (в 1991 году - полномочным представителем КазССР в СССР). К слову, этот-то опыт наверняка и предопределил его назначение министром иностранных дел в сентябре 2009 года, за три месяца до начала председательства.
Если когда-то все дороги вели в Рим, то сегодня все глобальные геополитические трафики так или иначе проходят через Афганистан. Вот и на астанинский саммит иначе, чем “через Кабул”, не попадешь. Понимая это, Казахстан, как председатель ОБСЕ в 2010 году, сделал акцент на миротворческой деятельности.
Конечно, все конфликты друг друга стоят. И Ольстер, и Косово, и баски в Испании... На территории же бывшего СССР самая острая межэтническая коллизия - застарелая Нагорно-Карабахская проблема, вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, урегулированием которого занимается так называемая Минская контактная группа ОБСЕ в составе России, США, Великобритании, Франции и Германии. Направляясь в середине февраля на Южный Кавказ, председатель ОБСЕ фактически присоединяется к их числу, что называется, закрывая первое заявленное на презентации в Вене направление.
Вторым же таким “направлением” как раз и является Афганистан, но здешний конфликт среди всех стоит особняком. Не вдаваясь во все специфичные тонкости проблемы (здесь не место), отметим лишь, что масштабы и долгосрочность афганской миссии НАТО (ну и США, что ж лукавить?) требуют от Северо-атлантического альянса максимального количества союзников и партнеров вблизи Афганистана.
Таким партнером и должен стать Казахстан. Если прежде наша страна предоставляла право провоза через свою территорию лишь грузов невоенного назначения по воздуху, то в конце января во время встречи в Брюсселе председателя ОБСЕ Каната Саудабаева с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном были достигнуты соглашения, дающие в перспективе “зеленый свет” и транзиту (пока, правда, ограниченному) прочих грузов (а по сведениям “Независимой газеты” - даже и воинского контингента НАТО). Дело за “малым” - предоставить неограниченный воздушный коридор для всех без исключения армейских грузов.
Не исключено, что это стратегическое решение будет принято в апреле, когда Белый дом посетит казахстанский президент, приглашенный для участия в глобальном антиядерном форуме. А именно, если в рамках этого вояжа состоится встреча “один на один” Барака Обамы и Нурсултана Назарбаева (и организация этого рандеву - еще одна, наряду с поддержкой астанинского саммита, цель нынешнего визита в США шефа казахстанского МИД).
...Так, однако, получается, что не только до Астаны не добраться, минуя Кабул, но и путь в Афганистан лежит непременно через Казахстан...
Разумеется, на “американских горках” Каната Саудабаева не обошлось совсем уж без правозащитной риторики об особенностях казахстанской демократии. На что наш дипломат ответил, что “в 2008-2009 годах в Казахстане с учетом рекомендаций ОБСЕ были внесены поправки в законодательство о СМИ, выборах, политических партиях, местном самоуправлении. Были приняты и успешно претворяются в жизнь Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы и Концепция правовой политики на 2010-2020 годы, направленные на дальнейшую либерализацию и приведение законодательства республики в соответствие с международными стандартами”.
Возможно, этот ответ удовлетворил не всех. Зато, судя по всему, был благосклонно принят американскими политиками. Так, конгрессмен Элси Хастингс напомнил, что он “присутствовал на конференции в Мадриде (на которой было принято решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ. -
Авт.) и был свидетелем того, как ваш предшественник дал обещание от имени правительства Казахстана провести реформы. У меня есть все основания ожидать, что ваше правительство будет продолжать исполнять данные в Мадриде обещания”.
Ответ, учитывая все вышесказанное, в общем-то вполне логичен.
Летом этого года, в июне, как известно, председатель ОБСЕ Канат Саудабаев, продолжая добрую традицию, заложенную предшественником Казахстана в этой роли - Грецией, пригласил министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ на неформальную встречу в Алматы, где помимо всего прочего можно было бы “достигнуть консенсуса по повестке дня саммита и срокам его проведения”.
Что ж, июнь в нашем резкоконтинентальном начинается в апреле. |