|
Константин Маскаев
Неожиданный поворот случился в деле о ДТП в центре Алматы с участием автомобилей “Порше Кайен” и “Тойота Камри”, в котором ночью 19 октября погибли трое студентов и один получил ранения. Родственники погибших подростков больше не имеют претензий к водителю внедорожника, хотя теперь уже доподлинно известно, что именно он нарушил правила, проезжая перекресток на красный свет, находился в состоянии алкогольного опьянения и солгал следствию
Эта история получила широкий общественный резонанс в первую очередь в силу циничности того, что происходило после этой чудовищной аварии. Напомним: сразу после катастрофы водитель “Порше” Алибек Кайымсултанов, который приходится сыном крупному бизнесмену, был отпущен даже без подписки о невыезде. Официальная версия следствия по горячим следам: полицейские якобы были вынуждены поверить заявлению Кайымсултанова, что не он, а какой-то неизвестный, нанятый со стороны водитель находился за рулем злополучного внедорожника. Алибек Кайымсултанов объяснил, что, выпив, не стал садиться за руль.
Сразу после происшествия Алибека отпустили, и он уехал из страны. По словам его отца, сын также получил в этой аварии травмы и тепер ь вынужден поправлять здоровье за рубежом.
Версия Алибека Кайымсултанова сразу вызвала сомнения у вменяемой части населения. Но только не у полицейских. Они больше месяца с незамутненным взором твердили, что опираются на показания Алибека и что у них нет оснований сомневаться в их правдивости. Родственники погибших отмечали, что следственные органы топчутся на месте и не спешат проверять свидетельские показания, которые ломают версию водителя “Порше”.
Лишь спустя более сорока дней - после поднятой в прессе и на телевидении волны негодования и вмешательства Генпрокуратуры и министра внутренних дел - экспертиза и свидетельские показания подтвердили: виноватым в смерти двух девушек, ехавших в “Камри”, и их товарища был Алибек Кайымсултанов. Отпечатки пальцев на руле принадлежат Кайымсултанову. Группа крови на водительских подушках безопасности совпадает с группой Кайымсултанова. Следов присутствия посторонних людей в машине не обнаружено.
На прошлой неделе в Алматинском ДВД прошла череда увольнений и наказаний. Все они связаны с делом о скандальной аварии. Расследование взял под личный контроль министр внутренних дел. Была также назначена проверка, цель которой - разобраться, насколько законными были действия следствия на первых этапах расследования и как вообще стало возможным, что главный фигурант скрылся за границей.
Сейчас известно, что старший дознаватель по особо важным делам Вильям Амракулов уволен из органов внутренних дел, от занимаемых должностей освобождены начальник Управления дознания Талгат Нусубалиев и начальник отдела управления Мейрхан Умирбаев. О неполном служебном соответствии предупреждены начальник Управления собственной безопасности Болат Жилкибаев и заместитель начальника ДВД Алматы Мурат Урумханов.
Эти санкции против высоких чинов лишь подтверждают: в Астане есть основания полагать, что и тогда, в октябре, и позже полицейские, грубо говоря, “валяли дурака”. И не исключено - старательно водили общество за нос.
И вот теперь новый кувырок: обнародовано сообщение, что ни моральных, ни материальных претензий со стороны родственников погибших молодых людей к Алибеку Кайымсултанову нет! Один из республиканских телеканалов ссылается на телефонный разговор с отцом погибшего водителя “Камри”, который якобы сообщил, что родители объявленного в розыск Кайымсултанова прибыли к нему в Актау с извинениями и переговоры закончились миром. Правда, по данным телеканала, в ДВД Алматы заявлений о примирении пока не поступало, дело находится в производстве.
Собственно, о каком прекращении дела может идти речь, если доказано: находившийся в состоянии алкогольного опьянения Алибек Кайымсултанов в результате грубейшего нарушения ПДД “ушатал” троих молодых людей, обманул следствие и пытается скрываться от ответственности? И даже если у потерпевшей стороны нашлись основания для отзыва своих претензий (что еще необходимо подтвердить), у общества и силовых структур претензии наверняка остаются!
Напрашиваются прямые аналогии с недавними делами Евгения Жовтиса и Тохнияза Кучукова, где родственники погибших в ДТП отказались от претензий, но правозащитник и журналист тем не менее лишились свободы.
Мы сразу после аварии предполагали, что спасительный для себя бред молодому человеку подсказал некто опытный и юридически грамотный. Теперь появилась информация, что один из чиновников, предупрежденный о неполном служебном соответствии, - начальник Управления собственной безопасности г-н Жилкибаев приходится Кайымсултановым зятем. Правда, бывшим. Но не это важно. Важно, что один из отцов погибших подростков, как говорится в опубликованном материале газеты “Время” от 5 декабря 2009 года, утверждал, что джип Жилкибаева оказался на месте происшествия. Туда также подъезжал и отец Кайымсултанова с охранниками. По свидетельствам, которые собрали родственники погибших, к джипу Жилкибаева подходили сотрудники дорожной полиции и получали какие-то указания. Какие указания и делались ли они вообще - не важно. Представляется вот какая предсказуемая картина.
Сам Алибек Кайымсултанов не мог сочинить версию о нанятом водителе, не в том он, по-видимому, был эмоциональном состоянии. Фантастическая, но действенная версия могла родиться в голове человека трезвого, опытного в таких делах и находящегося как бы вне случившегося. Он мог подъехать, просканировать ситуацию и подсказать, какими должны быть первичные показания. Если верить, что полицейские подходили к машине Жилкибаева на месте аварии, можно предположить, что и они после консультаций были готовы глотать эту версию как единственную. Оговоримся: это только предположение.
Тут еще нельзя не принимать во внимание, что именно эта, подсказанная кем-то версия пустила следствие по ложному пути. Был проведен ряд процессуальных и следственных действий, чтобы установить личность несуществующего “нанятого водителя”. Затем доказательство вины Алибека Кайымсултанова потребовало работы целого ряда экспертов и других специалистов.
Все они выполнили свою работу, за что государство им, конечно, заплатит из своего бюджета. То есть из нашего с вами кармана. И после этого раздаются, во-первых, намеки на то, что стороны примирились, а это значит, что с нами опять пытаются сыграть в циничную игру. А во-вторых, полицейские чиновники в Алматы получают лишь нагоняй и сохраняют свои позиции. И под их началом продолжает охранять закон и порядок все та же армия людей, либо некомпетентных, либо не обладающих профессиональной гордостью. |