|
Юлиана Жихорь
Прошло уже почти два года с пожара в одном из самых знаменитых зданий Астаны, “Транспорт Тауэр”, именуемом в народе “зажигалкой”. Вопреки обещаниям строителей исправить последствия за три месяца здание до сих пор “в процессе”. Недавний казус с лифтами во время пребывания в “зажигалке” премьер-министра (один из лифтов с группой сопровождения премьера застрял) стимулировал пристальное внимание к скандально известному дому. Как выяснилось, пожарные через суд настаивают на закрытии здания - оно все еще опасно для жизни
Первые слухи о неполадках в противопожарной системе здания появились сразу после инцидента - сотрудники сгоревших министерств в один голос твердили о том, что не сработали ни система оповещения о пожаре, ни система его тушения.
Затем слухи подкрепились документальным подтверждением, что еще в момент строительства “зажигалки” Государственная противопожарная служба Астаны говорила о пожароопасности строения. Тогда пожарники выяснили, что здание отделано горючими материалами, и предписали строителям “запретить отделку коридоров, не несущих перегородок в здании, гипсокартонными листами и оклейку горючими материалами”, “демонтировать горючий материал алюкобонд и пленочный материал, применяемый для наружной отделки фасада здания”. Однако все предписания так и остались на бумаге - в октябре 2003 года “Транспорт Тауэр” был одобрен госприемкой.
В феврале 2005 года на имя акима Астаны (тогда им был Умирзак Шукеев) поступило письмо прокурора Астаны, в котором он озвучил список из 37 зданий и комплексов, “представляющих повышенную опасность для здоровья и жизни людей”. В их числе было и здание Министерства транспорта и коммуникаций (в “Транспорт Тауэр” сейчас находятся два министерства - транспорта и коммуникаций, а также индустрии и торговли). Тогда прокурор отметил, что основными нарушениями являются: отсутствие автоматической пожарной сигнализации и систем пожаротушения, индивидуальных планов эвакуации людей на случай возникновения пожара, а также недостаточное количество первичных средств пожаротушения.
Тем не менее в “зажигалке” продолжали работать ничего не подозревавшие люди. Пока она не вспыхнула синим пламенем. Но и после пожара в здании не замерла работа. Пока строители реанимировали наиболее обгоревшие этажи, в остальных продолжали трудиться сотрудники министерств и ведомств (на момент пожара в здании располагались три министерства и одно агентство).
Спустя год после скандального возгорания пожарники провели проверку реконструирующегося здания. И нашли практически те же нарушения, что и 4 года назад. Они обнаружили, что отделка стен ведется все тем же горючим материалом - пенополистиролом. В нерабочем состоянии находится система дымоудаления и подпора воздуха на лестничных клетках и в лифтовых шахтах, отсутствует система газового пожаротушения в помещениях архивов.
В случае вынужденной эвакуации людей пожарники также столкнутся с массой проблем: на путях эвакуации установлены турникеты, они загромождены сгораемыми материалами, на последних 15 этажах отсутствуют световые указатели направлений выхода. А подъезд к зданию все также затруднен шлагбаумом.
В общем, решили пожарники, здание опасно для жизни людей. И обратились в суд с иском о приостановлении эксплуатации “Транспорт Тауэр”. Суд, изучив все материалы, такое решение принял. Однако уже полгода владелец здания (об этом чуть позже) настаивает (опять же в судебном порядке) на отмене данного судебного решения. Причина банальна - прекращение эксплуатации здания “Транспорт Тауэр” может привести к остановке работы и деятельности двух ключевых министерств, поскольку их сотрудников просто некуда переселить.
Теперь владельцы здания вместе с обслуживающей его организацией судятся с пожарниками. По слухам, этот суд уже скоро закончится. Так же, как когда-то приняли здание - явно не в пользу людей.
Откуда растут “ноги” “Зажигалки”
В Астане практически все здания, в которых базируются государственные учреждения (министерства и агентства) находятся в ведении Управления делами президента. В их числе здания парламента, правительства, Дом министерств. Исключением являются лишь здания четырех министерств: энергетики и минеральных ресурсов (оно базируется в здании “КазМунайГаза”), сельского хозяйства (оно располагается в бывшем здании акимата Астаны, которое так и осталось на балансе городских властей), и наконец двух интересующих нас - они располагаются в “Транспорт Тауэр”.
Владельцем “Транспорт Тауэр” является АО “Национальная компания “Казахстан Темир Жолы”. Обслуживанием же и содержанием здания занимается РГКП “Информационно-презентационный центр” Министерства транспорта и коммуникаций. При этом средства из республиканского бюджета на содержание здания выдаются Минтранскому, как балансодержателю. Хотя оно таковым, как было сказано выше, не является.
Интересно, что АО “НК “КТЖ” это здание в тягость. Сразу после госприемки - в ноябре 2003 года - “Казахстан Темир Жолы” предложило правительству передать “Транспорт Тауэр” в республиканскую собственность. Однако по прошествии более чем 4 лет это так и не сделано.
С одной стороны, КТЖ и так является национальной компанией, и все принадлежащее ей - принадлежит государству. Однако если ранее КТЖ была под контролем Министерства транспорта и коммуникаций, то с недавнего времени ее государственный пакет акций был передан в управление холдингу “Самрук”. Следовательно, именно он отныне и должен отвечать за содержание здания. Однако деньги до сих пор перечисляются на счета фактически арендующего кабинеты министерства - именно оно является администратором бюджетных программ по обслуживанию и содержанию здания. Которое, в свою очередь, путем госзакупок нанимает свою “дочку” РГКП “ИПЦ”, которая арендует(!) 361 квадратный метр площади в здании.
Теперь самое интересное. Департамент противопожарной службы г. Астаны подал иск в суд о приостановке эксплуатации здания не к администратору бюджетных программ, а к РГКП “ИПЦ” и АО “НК “КТЖ”. Получается, что Министерство транспорта, которое занимает основную площадь здания и через которое идут все средства на его содержание, не при чем. Странно...
Не исключено, что эта неразбериха в собственниках является одной из причин такого “запущенного” состояния здания.
Ведь постпожарный ремонт в нем длится до сих пор.
В июне 2006 года, сразу после пожара в “зажигалке”, глава строившей его корпорации “Базис-А” Александр Белович пообещал полностью “реанимировать” здание в течение трех месяцев. Но и спустя 20 месяцев ремонт в здании так и не завершен.
Более того, треснула площадь Республики в Алматы, под которой тот же Александр Белович строит торговый центр. Эти опасные случайности наводят на очень неприятные мысли о качестве самих проектов и материалов, из которых они создаются. А, кроме того, пожар под землей наверняка представляет для находящихся в здании людей еще большую опасность.
Официальная причина задержки с обеспечением пожарной безопасности в “зажигалке” - сложности с финансированием. Вскоре после пожара межведомственная комиссия по ликвидации последствий ЧС в здании АТК “Транспорт Тауэр” определила, что на ремонтно-восстановительные работы требуется чуть более миллиарда тенге. Однако денег ни в бюджете 2006 года (вопреки обещаниям правительства), ни в бюджете года прошлого не оказалось. |