|
Восстановить справедливость и показать масштаб подвига офицера Советской армии, Народного Героя Казахстана Рахимжана Кошкарбаева и рядового-разведчика Григория Булатова намерен российский режиссер-документалист и исследователь отечественной истории Константин Харалампидис. Документальный фильм “Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов”, который готовится к производству, не просто в подробностях восстановит события, произошедшие в Берлине 30 апреля 1945 года в ходе штурма Рейхстага. Прежде всего это кино должно сподвигнуть современное поколение отдать заслуженные почести нашим отважным бойцам и посмертно присвоить Рахимжану Кошкарбаеву звание “Герой РФ”, а Григорию Булатову - “Халық қаһарманы”. Высокую миссию картины оценили Экспертный совет при Государственном центре поддержки национального кино и Межведомственная комиссия, по решению которых проект киностудии “2-М” получит государственное финансирование. О предстоящей работе - наша беседа с автором и режиссером Константином Харалампидисом
- О Рахимжане Кошкарбаеве и Григории Булатове уже сказано, написано и снято немало. Есть свидетельства, архивные документы о их роли в Великой Отечественной войне, много говорилось и о том, как Рахимжан Кошкарбаев штурмовал Рейхстаг. Что нового узнает зритель из вашего фильма? - Если думать о том, как удивить новизной, то этот путь приведет в тупик. Можно говорить о Кошкарбаеве, стоя на голове или отжимаясь на одной руке. Цель же не в этом! Мы не ставим перед собой задачу рассказать эту историю так, как ее никто не рассказывал. Мой личный мотив как режиссера - сделать работу, которая сослужит добрую службу реальным человеческим судьбам. В каком смысле? Этим людям - Кошкарбаеву и Булатову, которые вместе водрузили наше знамя на фасаде Рейхстага, - должны быть присвоены: Кошкарбаеву - звание “Герой России”, а Булатову - “Халық қаһарманы” соответственно. Хотя бы посмертно, поскольку их уже нет в живых. Эта история о восстановлении справедливости по отношению к ним.
- Как вы будете этого добиваться посредством кино? - Приходится признать, что к теме Великой Отечественной войны сегодняшнее поколение относится очень формально. Мол, да, была такая история, но это было давно. К тому же появилось огромное количество лжепатриотов, которые формализируют эту историю лозунгами, всевозможными акциями. Это тоже отодвигает молодежь от святой темы. Мы же хотим, чтобы наше кино было обращено прямо к сердцу зрителя, чтобы он прочувствовал - человек проливал кровь, отдавал свою жизнь, совершал подвиг и тем самым дал возможность появиться на свет будущим поколениям. Но если говорить откровенно, сейчас многие молодые люди этого не понимают. Ведь как сегодня снимается кино якобы о войне? Да, актеров рядят в военную форму того времени, используют то оружие. Но перед нами на экране человек с современными психологией, манерой, ужимками, юмором и свойственным ему в жизни цинизмом. И эту современность являют не только актер, но и режиссер, и сценарист. Оказывается, нужно объяснять создателям картины, что это была другая эпоха, другие люди жили в ней. У них были иные устремления. Недавно я посмотрел концерт, посвященный 75-летию Победы. Он проходил в Сталинграде, на Мамаевом кургане, в святом для многих месте, в том числе для самих сталинградцев. И вот относительно молодой, но очень популярный актер читает стихотворение Семена Гудзенко, воевавшего поэта, “Нас не нужно жалеть”... Если сказать, что я испытал недоумение, то это не выразит в полной мере моего восприятия от увиденного и услышанного. Актер истерично вскрикивал, то и дело держа руки в карманах, слова о жизни и смерти, о трагедии целого поколения людей. Видимо, истеричность, по мнению актера и режиссера, и должна была приблизить далекого героя к современному зрителю. Ужасно и то, что современный мужчина может быть истеричкой. И вдвойне ужаснее то, что эти свойства приписывают героям, которым это было совершенно не свойственно. Возвращаясь к нашим героям Кошкарбаеву и Булатову, мне бы хотелось раскрыть зрителю именно им свойственные мотивы, устремления, их радости и печали. И, в конце концов, самое главное - понимание того, что они не могли поступить иначе. А иначе зачем жить, если не совершить подвиг. Вот психология наших героев.
- Известно, что в проекте примут участие внук Рахимжана Кошкарбаева Даурен и актер Василий Лановой. Какие роли вы им отвели в фильме? - Мне бы хотелось, чтобы в этой работе Даурен прошел вместе со мной как с режиссером весь исследовательский путь. Даурен знает, конечно, что его дед - герой. Он знает отчасти историю, которая связана с Рахимжаном Кошкарбаевым. Ему рассказали обо всем его мать, друзья деда, с которыми мы тоже, безусловно, будем общаться. Но, чтобы ощутить эту историю, прочувствовать, Даурену нужно пройти ее самому. Не просто рассказать в кадре о том, что да, дед был героем, а узнать в деталях, в подробностях, как все было. Это важно для молодого поколения. Разве участники той войны не хотели жить больше и так же хорошо, как этого хотят современные люди? Но они были готовы стоять насмерть за свою страну, свое Отечество и свою землю. Второй важный момент - Даурен должен принимать участие в проекте, который призван поставить вопрос о награждении наших героев. И третье - очень важно показать интернационализм, который существовал в нашей общей стране. Эта тема должна также пройти красной нитью. И особенностью этой картины будет присутствие в кадре народного артиста России Василия Семеновича Ланового, который тоже расскажет о подвиге Кошкарбаева и Булатова. И поскольку Василий Семенович является сопредседателем “Бессмертного полка России”, то его участие в проекте очень важно. Потому что Булатов и Кошкарбаев - это и есть “Бессмернтый полк”. Еще одна важная задача - показать жизнь Рахимжана Кошкарбаева после войны. Нужно ли было самому Кошкарбаеву признание его героического поступка? Понимаете, прежде чем приступить к проекту, я провел значительную работу, и я убежден, что, судя по его характеру, ему памятник при жизни не нужен был. И это главная отличительная черта любого героя. - Как бы вы это назвали? Скромность? Достоинство? - Конечно. Цель - не памятник, цель - Родину защитить. Но какая-то несправедливость, связанная с замалчиванием исторических процессов, есть. И тогда, и сейчас есть люди, которые не воевали, не страдали, а “стряпали” и сооружали схемы, чтобы улучшить свои собственные материальные условия жизни. Кошкарбаева не устраивало именно то, что человек способен создавать эти самые схемы в угоду собственным интересам. Вот эта несправедливость приводила его в отчаяние. Но это было не личностное. Понимаете, о чем я говорю? Это было больше направлено к самой жизни, к тому, как несовершенен человек. - Какие важные кадры мы увидим в этом фильме? Возможно, какие-то архивные данные вы обнародуете впервые? - Да, мы будем работать с архивными документами, будем снимать в Москве все сохранившиеся знамена, которые стали символами нашей победы над поверженным Рейхстагом. Планируем записать интервью с человеком, который является хранителем этого музея. Мы постараемся восстановить эту историю доподлинно. Вы же знаете, что версий того, что происходило у Рейхстага, очень много, так же как и количество самих знаменосцев. Но везде, замечу, упоминается Кошкарбаев. И, повторю, наша задача - на основе документов, на основе живых свидетельств максимально восстановить эту историю.
|
“Я уверен - он герой. Но его медаль задержалась в пути” - кинематографисты будут добиваться присвоения Рахимжану Кошкарбаеву звания “Герой России”
Константин Харалампидис
|
- Интересно, что вспоминает Даурен Кошкарбаев из рассказов своего деда? Он ведь для вас первоисточник, и самый надежный... - Почему мое сердце очень привязалось к Даурену Кошкарбаеву? Почему я очень хочу, чтобы он был в фильме? Это замечательный молодой человек прежде всего в том смысле, что он не примеряет на себя костюмчик героя деда, понимаете? Он подходит к проекту исследовательски. И вот его слова: “Я своего знамени еще не повесил”. Это великолепная фраза, она меня просто поразила. Она очень дорогого стоит. И дочь такая же, она простой скромный учитель. Мы познакомились, когда я пригласил их на концерт, тогда Егор Кончаловский привез копию Знамени Победы. И мы придумали вручить его внуку Рахимжана Кошкарбаева. Так вот то, как семья героя вышла на сцену, как они приняли это знамя, было очень трогательно, без ложного пафоса, они очень скромны, деликатны и удивительно воспитанны. - Как же вы намерены добиваться присвоения званий? Как кино может помочь в этом? - Зачем снимать кино, если оно не выполнит какой-то высокой задачи? Во-первых, я говорил о роли Василия Семеновича Ланового в этой картине. Он не просто замечательный актер и народный артист России, а человек, который, повторю, возглавляет движение “Бессмертный полк России”. Человек, который знает о том, что совершили Кошкарбаев, Булатов, он четко понимает, что подвиг был. И он один из тех, кто будет принимать в этом участие, будет помогать нам ставить этот вопрос перед теми людьми, которые должны ответить на него. Это очень важно. А дальше мы будем показывать наш фильм в школах на “Уроках мужества”. И надеюсь, что молодые люди - школьники, студенты, да и их мамы с папами тоже узнают историю настоящих героев. Увидят разницу между собой и ими. И захотят изменить себя, свою жизнь, свое отношение к Отечеству. И это тот случай, когда я снимаю не для того, чтобы снять, а потому что я просто не могу не снять эту картину.
Беседовал Константин Маскаев |