|
Даулет Алтаев
Во всем мире наблюдаются сложности с международной доставкой товаров. Пандемия коронавируса, закрытие границ - все это существенно увеличивает сроки доставки и риски потерять приобретение. Какие-то страны уже приспособились к сложившейся ситуации - комиссии, куда входят не только инфекционисты, но также юристы, экономисты и риск-менеджеры, смогли помочь адаптироваться к ситуации с минимальными экономическими потерями, наладив четкое курсирование товаров по всему миру. У них попросту не было другого выбора - это грозило крупнейшими за всю историю коллективными исками. Однако, когда речь идет о странах ЕАЭС, здесь все сложнее. Ведь запрет, традиционно для наших широт, носит тотальный характер и не обращает внимания на множество оттенков
Ситуация с пандемией коронавируса показала необходимость слаженной работы инфраструктуры доставки. В условиях самоизоляции, городов и крупных населенных пунктов доставщик всего, чего угодно, превратился в долгожданного гонца, от которого могла зависеть даже жизнь. Это если речь идет об оперативной доставке лекарств, которые не купишь в аптеке у дома. Впрочем, жизненная необходимость курьерских служб проявлялась и в другом случае - большое количество предпринимателей осталось на плаву, сохранило рабочие места благодаря возможности адресно доставлять товары. Но не со всеми вызовами времени смогла справиться существующая на постсоветском пространстве система принятия решений. Ситуация с распространением коронавируса в глобальном масштабе выявила массу проблем с международной доставкой. Причем страдают как почтовые направления дальнего зарубежья, так и ближнего. Но ведь это нонсенс - доставка из соседней России растягивается со средней “недели” до трех месяцев! Тотальное увеличение сроков, к слову, касается всех направлений на территории ЕАЭС - посылка, которая, согласно мнению специалистов, не может являться потенциальным переносчиком бацилл, все равно удерживается на границе. Причина звучит как приговор, который не подлежит апелляции, - границы закрыты ввиду пандемии коронавируса. Для всех и всего.
При этом границы, напомним, закрывали (все страны) в первую очередь для сокращения “живого” трафика. Но как могут повлиять на ситуацию с распространением вируса, условно говоря, посылки с книгами, электронными гаджетами, да и в целом предметами для хобби? Что еще интересно, испытывают трудности только определенные направления и организации - сегодня проблемы с циркуляцией почтовых отправлений возникают в основном между странами ЕАЭС. А вот некоторые международные линии, обеспечивающие доставку товаров из крупнейших интернет-магазинов мира, уже несколько месяцев исправно работают. Причем закономерность необъяснима - допустим, национальные почтовые операторы (та же “Почта России”) имеют существенные сложности с доставкой. А некоторые частные организации, ряд транспортных компаний (также российские), конечно, корректируют сроки доставки в сторону увеличения (по территории ЕАЭС), но максимум на неделю - речь идет о поставке в Казахстан. Но не на два и тем более не на три месяца, как это происходит в иных случаях. Вот как выглядит типичный пример. Какой-нибудь российский интернет-магазин берет деньги за выбранный товар и отправляет в Казахстан. А потом по запросу отчитывается: товар упакован, отдан на почту, возьмите трек-номер посылки и следите за перемещением. Все вроде честно, но два месяца посылка не движется. Менеджер любезно отвечает: “Добрый день! Сейчас вся “международка” очень долго идет. Операторы на почте предупреждают от трех недель до трех месяцев. Из-за коронавируса границы многие закрыты, и все отправления идут наземным путем. К сожалению, их невозможно отследить, пока они не появятся в отделении почты. Пожалуйста, наберитесь терпения, уже вот-вот должны прийти”. Сколько еще терпеть - менеджеры предпочитают не говорить. Ситуация очень неприятная - вроде никто никого еще не обманул, но и оплаченного товара пока нет. При всем при этом в проигрыше остается только клиент - магазин деньги уже получил и товар уже отгрузил - ответственность, если и есть, минимальна. К слову, риск потерять посылку в такой неразберихе также очень высок. Можно, конечно же, потом подать в розыск. Но в случае с “Почтой России” (согласно их внутренним распорядкам) это еще плюс три месяца. И все равно к полной честности интернет-магазинов также возникают вопросы - зная о сложностях (доставка - все же их профиль), которые есть с доставкой товаров сейчас, коммерсанты все равно набрали заказов, стараясь не делать акцент на том, что посылка зависнет у доставщика на неопределенное время. Возникает и такой вопрос - зачем было принимать почтовые отправления, зная, какие заторы возникают на границах? Ведь первые “звонки” о возможных проблемах со сроками доставки возникли еще в феврале. В целом же все эти проблемы с блокировкой систем международного почтового и главное товарного сообщения возникают в том случае, когда узкого направления деятельности специалисты получают все карты в руки. Складывается впечатление, что в комиссию по принятию решений о тотальной изоляции не входят специалисты по экономическому развитию и международному торговому взаимодействию, риск-менеджеры и представители бизнеса. Ведь работа и жизнь в условиях пандемии - это максимально продуманный, сбалансированный рецепт, который учитывает интересы всех сторон - специалистов сферы здравоохранения, бизнеса и общества. Любой перекос по одному из направлений сулит дополнительные, неоправданные жертвы и потери. В сложившейся ситуации, когда ограничено передвижение людей, необходимо в максимально короткий срок изобрести и перестроить всю логистику (поездами и самолетами уже и не воспользуешься в полной мере). Пока этого сделать не удалось - оказалось гораздо проще взять и запретить. Необдуманный, тотальный запрет, как тот “тромб” - он застопорил и грозит крахом всей системе. Между тем есть примеры, когда транспорт, предназначенный для международной перевозки пассажиров, трансформируется, учитывая требования времени, в грузовой. И это демонстрация продуманного отношения к ситуации - авиакомпании, железнодорожные перевозчики, транспортные компании, бизнес и потребитель получают свое - безопасность, изолированность и главное - возможность работать.
|