|
Даулет Алтаев
Авторазборы на территории ЕАЭС пока “закрывать” не будут - Минпромторг России, ощутив волну недовольства со стороны бизнесменов, принял решение не вводить запрет на использование бывших в употреблении запасных частей. Правда, с определенными оговорками. Между тем вся эта ситуация показывает, что большинству граждан на территории ЕАЭС пока не по карману обслуживать свой автомобиль с использованием новых оригинальных запчастей. Собственно, этим и объясняется популярность бизнеса авторазборок на территории стран постсоветского пространства. По данным независимых исследований, стоимость обслуживания автомобиля, который уже не на гарантии дилера, если запрет примут, может подскочить минимум на 50 процентов
Про оговорки. Пока решили запретить ставить неновые запасные части при внесении изменений в конструкцию автомобиля. Это решение выглядит довольно взвешенным и вполне объяснимым, так как подобный запрет требует, допустим, использования только нового тормозного или газового оборудования при дооснащении автомобиля. Этот список еще дорабатывают. Напомним, что в начальной редакции документа под запрет вторичного использования попадали: подушки безопасности; пиропатроны; блоки электронного управления и датчики автоматических или неавтоматических ремней безопасности в сборе; системы рулевого управления, включая исполнительные механизмы; блоки электронного управления и датчики тормозных систем; катализаторы и сажевые фильтры; глушители системы выпуска; ГБО и другие элементы.
Учитывая, что техрегламенты работают на всей территории ЕАЭС, эта ситуация, когда запрещено использовать ряд неновых запасных частей при ремонте автомобиля, отразится и на казахстанцах. Однако пусть у нас бизнес по продаже запчастей вторичного использования довольно популярен, основная волна недовольства все же исходила от участников рынка северного соседа. По данным, которые приводит kommersant.ru, только в Москве и Санкт-Петербурге этим бизнесом занимаются 15 тысяч и 6,5 тысячи организаций соответственно. Не стоит забывать и о региональных городах России - в частности о Владивостоке, где находятся узловые точки по приему автозапчастей из зарубежья и дальнейшей отправке по территории России и в страны-участницы ЕАЭС. К слову, в Казахстане этой темой интересуются лишь средства массовой информации - официального заявления или реакции со стороны чиновников пока не было. Это дает основание полагать, что документ находится на довольно ранней стадии обсуждения и, скорее всего, получит еще массу дополнений. Это позволяет также предположить, что отказ от первоначальной формулировки лишь временная мера, направленная на более детальную проработку норм документа, который призван обезопасить общество, как сказано в сообщении Минпромторга РФ, согласно нормам ООН. Мы продолжим следить за темой. В запретном списке техрегламента содержались именно те запасные части, которые всецело отвечают за безопасность как самого водителя, так и других участников дорожного движения. Однако существование подобного списка подразумевает его редакцию. И что будет в будущем, отмечают независимые эксперты, какие появятся в нем новые пункты, никто прогнозировать не берется. Собственно, поэтому со стороны бизнеса возникла та волна недовольства и недопонимания позиции Минпромторга РФ по этому вопросу. Между тем, по мнению некоторых экспертов, разрешение, направленное на использование ряда неновых автозапчастей, продиктовано не только заботой о бизнес-кластере пяти стран, которые так или иначе связаны с реализацией неновых запасных частей. А больше, как бы это ни звучало в этом контексте, безопасностью участников дорожного движения. Ведь запрет на использование оригинальных и неновых запасных частей автоматически создаст вакуум в нише доступных для рядового гражданина запасных частей. И это место тут же займут сравнимые по цене, но не по качеству, азиатские дубликаты. Однако, учитывая, что на территории ЕАЭС контроль качества запасных частей вторичного рынка (так называемый афтермаркет) разительно отличается от, допустим, европейского (правила которого нам пытаются привить), рынок стран ЕАЭС могут наводнить совершенно непотребные и даже опасные дубликаты. Бытует мнение, что оригинальные запасные части, пусть и снятые с вышедших из употребления авто, являются довольно надежными и безопасными, так как в свое время проходили жесткий контроль качества, прежде чем попасть на сборочную линию. Это уже называется - из двух зол. Именно тот случай, когда все же приходится признать - новые, проверенные и оригинальные запасные части доступны далеко не всем гражданам стран-участниц. К слову, о сертификате безопасности приобретаемых запасных частей. Требовать его, к сожалению, не в наших правилах. Однако интерес регулирующих органов к рынку запасных частей для основного парка подержанных машин вполне позволяет предположить появление нормы в ближайшем будущем, которая заставит проходить дополнительную сертификацию на уровень соответствия требованиям безопасности ЕАЭС всех запасных частей, находящихся на рынке - как бывших в употреблении, так и новых, но дублирующих. Это логично, если действительно решили вывести использование и обслуживание машин на территории стран ЕАЭС на новый беспрецедентный уровень безопасности. Но это автоматически скажется на стоимости реализуемых запасных частей и обяжет каждого представителя малого или среднего бизнеса иметь подтверждение соответствия стандартам безопасности товара, которым он торгует. В противном случае весь его товар попадет в разряд контрафакта, да еще и небезопасного. А он сам - в разряд нарушителей норм, приравненных к закону. По идее, если подобную норму все же введут, такие сертификаты должны требовать и станции технического обслуживания - установив неоригинальную, несертифицированную запасную часть, они возьмут на себя ответственность. Что также может поднять стоимость обслуживания. И, наконец, процедура технического осмотра - как доказать без основательного анализа (соответствующие материально технические базы отсутствуют, да и в целом процедура потребует дополнительных финансовых вложений плюс риск возникновения коррупции), что все запасные части в твоем авто оригинальны или, по меньшей мере, сертифицированы к безопасному использованию? Если ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) примет что-то подобное (напомним, согласно правилам безопасности ООН), а Казахстан ратифицирует, нас неизбежно ожидает более безопасное будущее. Так как многие попросту не смогут выехать на дорогу.
|