|
Алла Иванилова
Министерство образования и науки определилось, в каком формате начнется новый учебный год. Первая четверть в школах пройдет дистанционно. Исключение в виде традиционного обучения, но с соблюдением всех санитарных и эпидемиологических норм сделают лишь для учеников начальных классов и малокомплектных школ
До начала нового учебного года осталось полтора месяца. В каком формате он начнется, волновало многих, особенно родителей школьников, которые во время четвертой четверти прошлого учебного года узнали все “прелести” дистанционного образования. Этот вопрос интересовал и Президента РК Касым-Жомарта Токаева. На недавнем расширенном заседании Правительства он поинтересовался у представителей Министерства образования и науки: “1 сентября начинается новый учебный год. У меня есть сомнения в готовности министерства к этому событию. Как будут учиться дети - очно или дистанционно? Какова готовность учителей к новому учебному году?”. Кроме того, глава государства констатировал, что переход к дистанционному обучению показал: существуют значительные проблемы с качеством инфраструктуры и интернета: “Более 20 процентов учителей не смогли эффективно дистанционно преподавать, потому что у них дома не было полноценного интернета и компьютера”. Минобразования не заставило себя ждать и объявило, что рассматривает три возможных сценария обучения в школах. Первый - это дистанционное обучение. За исключением отдаленных, как это уже было в четвертой четверти, населенных пунктов, где в принципе угроз нет. Второй вариант - по опыту некоторых стран - это смешанный: очный с дистанционным для определенных классов. И третий - традиционное обучение, но со строжайшим соблюдением санитарных норм и правил. С учетом того, что педагоги и учащиеся подвержены высокому риску заражения коронавирусной инфекцией и ОРВИ, а последним ежегодно заболевают до 70 процентов обучающихся, выбор пал на второй вариант обучения - смешанный. “Учебный год 1 сентября начать в дистанционном формате в 1-11-х классах во всех школах страны за исключением отдаленных сельских малокомплектных школ. Второе. По заявлению родителей учащихся начальных классов, при наличии условий, предоставить возможность функционирования дежурных классов с соблюдением строгих санитарных мер”, - отметил Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
Такое решение связано с возрастными особенностями учащихся младших классов, началом формирования навыков по самостоятельному обучению и самоорганизации. Трудно представить, как первоклашки будут учиться писать, читать и считать онлайн. Для закладки базовых знаний, а от них зависит дальнейшее обучение, необходим привычный традиционный формат: школа - кабинет - учитель. Однако при таком обучении для младшеклассников максимально усилят меры санитарной безопасности. “Дети будут учиться только в одном кабинете, перемены в разное время, измерение температуры при входе, усиление режимов проветривания, кварцевания и влажной уборки. Для организации социального дистанцирования предусматривают деление на смены обучения, на подгруппы с количеством не более 10-15 детей, чередование дней обучения в школе. Кроме того, часть предметов будут вести в дистанционном режиме”, - сообщил глава МОН. Дети в школах отдаленных сельских населенных пунктов с благополучным эпидемиологическим фоном будут обучаться в штатном режиме - это четыре процента от общего количества школьников. Всего определено 1934 школы с контингентом 127 тысяч детей. В вузах и колледжах обучение преимущественно организуют в дистанционном режиме. Традиционный формат будет по индивидуальному графику для проведения лабораторных работ, производственного обучения и профессиональной практики, в отдаленных колледжах с малым контингентом - с усилением санитарного режима. Министр подчеркнул, что пока дистанционное обучение - лишь решение для начала учебного года. Что касается второй четверти и дальше, то будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Стратегия по поэтапному возвращению к традиционному формату обучения уже имеется. В Министерстве образования признают, что дистанционное обучение не является равноценным традиционному формату. Как сообщил глава ведомства, во время четвертой четверти, которая была онлайн, проводились исследования. Сейчас вместе с зарубежными партнерами все изучается. По словам министра, некоторые дети во время дистанционного обучения раскрылись, стали более активными и самоорганизованными. В то же время есть и другая категория, которая именно в этот период испытывала большие трудности в плане методологии, самостоятельном поиске информации. Он также напомнил, что обучение в школах - это не только процесс передачи информации, но и воспитательный процесс: “Поэтому ведущие мировые эксперты говорят, что во время пандемии система образования несет серьезные потери, и у нас подготовлен план мероприятий, чтобы в будущем по определенным предметам эти недостатки можно было устранить. В особенности это математика, языки, особенно в младших классах”. Новость о том, что новый учебный год начнется с дистанционного обучения, обрадовала одних родителей и огорчила других. Первые считают, что здоровье детей и учителей (а среди них представителей преклонного возраста немало) важнее, поэтому стоит воздержаться от традиционных уроков. Вторые, наоборот, полагают, что онлайн-обучение в таком виде, в каком оно существует в Казахстане, “добьет” и без того “хромающее образование”. Ни для кого не секрет, что наша страна по уровню образования откатывается в ряды отстающих развивающихся стран. Вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. В конце 2019 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала первые результаты международного исследования PISA-2018. Казахстан показал наихудший результат за все годы участия в этой программе. Школьники из 79 стран и экономических зон приняли участие в этом исследовании. По математике наша страна оказалась на 54-м месте, по естествознанию и читательской грамотности - на 69-м месте. Большая часть казахстанских школьников достигла второго уровня и ниже. Это говорит о том, что 15-летние учащиеся не могут анализировать и понимать прочтенный текст. В соответствии с градацией ОЭСР таких детей относят к “функционально неграмотным”. На последних местах мы и по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC). В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв пять позиций по сравнению с 2018 годом. За лето ведомство модернизировало интернет-платформы, контентное обеспечение, подготовило ТВ-уроки. Для подготовки педагогов разработаны онлайн-курсы по пяти модулям, направленные на развитие IT-компетенций, изучение киберпедагогики и методологии обучения. Начало онлайн-курсов запланировано с учетом выхода из отпусков на 20 июля с охватом 350 тысяч педагогов. Но это лишь экстренные меры, которые ничего не поменяют. Никто не даст гарантии, что и вторая четверть плавно не перейдет в онлайн, поскольку это традиционно сезон ОРВИ и гриппа. Поэтому найдется повод опять внедрить дистанционку. Гораздо проще запретить, чем найти компромиссное решение, которое не отразится на качестве образования и сохранит здоровье.
Дистанционное образование в том виде, в каком оно есть сейчас, - это профанация: 10-минутные уроки, задания и срез знаний через “электронный дневник”, которые зачастую выполняют родители. Именно они взяли на себя роль учителей - объясняют тему. Это в лучшем случае - если есть время, поскольку многие папы и мамы работают и им некогда “подменять” педагогов. Есть еще “технологическая проблема” - далеко не во всех семьях, особенно это актуально для многодетных, есть компьютеры и доступ к интернету. Не обеспечены техникой и сами учителя. По информации Минобразования, сегодня только 150 тысяч компьютеров в школах Казахстана находятся в рабочем состоянии, более 60 процентов от общего числа считаются устаревшими. При таком подходе образование еще больше скатится в пропасть. И мы получим целое функционально неграмотное поколение. Коронавирус - единая беда для всех. И при этом многие государства, несмотря на угрозы, не забывают об образовательном процессе - болезнь уйдет, а вот “глупость” уже не вылечить. Так, в России сразу заявили, что новый учебный год начнется в традиционном формате, но Роспотребнадзор разработал новые правила для школ, которые предусматривают соблюдение санитарных и эпидемиологических норм.
Нур-Султан
|