|
Алла Иванилова
Один из самых обсуждаемых законопроектов этого года - Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения. Ряд поправок в этот правовой документ, регламентирующий всю сферу здравоохранения, вызвал немалый общественный резонанс
Проект Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения разработан в целях совершенствования законодательства, медицинского образования и науки, развития системы общественного здравоохранения, внедрения цифровых технологий, обеспечения качества и доступности медицинской помощи в Казахстане. Три года шла разработка кодекса, еще полтора года - его обсуждение среди специалистов и с общественностью, непрерывные доработки, развернутые публикации. Законопроект уже прошел два чтения в Мажилисе Парламента, и его направили в Сенат. Однако там в ходе обсуждения возникла необходимость внесения дополнений и изменений в одобренный Мажилисом вариант. В частности, во исполнение поручения Президента Касым-Жомарта Токаева предлагается пересмотреть уголовное наказание медицинских работников в целях исключения необоснованного возбуждения уголовных дел. “Угроза уголовного наказания отталкивает медицинских работников от науки. Но в то же самое время смягчение наказания не снимает с врачей ответственности за жизнь и здоровье граждан. Такая ответственность должна быть административной, гражданско-правовой, как в развитых странах мира. И в этой связи, безусловно, необходимо разработать систему юридической и финансовой защиты и ответственности медицинских работников, включая гарантирование профессиональной деятельности”, - высказался сенатор Андрей Лукин.
Этот законопроект наделал много шума. Причина тому ряд норм, которые казахстанцы расценили как “антинародные”. Одна из них касается изъятия у умерших граждан Казахстана органов и тканей и вывоза их за рубеж. Общественность переживала, что страна “станет некой фабрикой в мире трансплантологии и после неожиданной смерти, и не факт, что своей, части вашего тела разъедутся по миру”. По этому поводу казахстанцы подготовили петицию об отзыве нового кодекса из Парламента, но этого не случилось. Министерство здравоохранения успокоило население, заверив, что поправки не предусматривают возможности вывозить изъятые у умерших граждан Казахстана органы для пересадки иностранцам. Они лишь предполагают, что это будет осуществляться “исключительно при необходимости оказания медицинской помощи гражданину Казахстана”. Этим правом может воспользоваться любой долговременно живущий за рубежом гражданин Казахстана: студенты, люди на ПМЖ, сотрудники международных организаций, моряки, дипломатические работники. Это нужно в редких и исключительных случаях, когда пациент может оказаться нетранспортабельным. Таким образом, здесь руководствуются принципом: где бы ни находились казахстанцы - у себя в стране или за ее пределами, медицинская помощь должна быть для них доступна. Что касается презумпции согласия на изъятие органов у умершего человека после его смерти, то эта норма является действующей с 2009 года. После принятия новой редакции предполагается, что каждый гражданин по-прежнему автоматически соглашается быть донором, если не оформляет при жизни отказ. Регистрация согласия или отзыва на пожертвование является госуслугой, оказываемой медорганизациями (ПМСП). Мировая практика показывает, что в одних странах существует презумпция согласия на трансплантацию органов, в других - презумпция несогласия. Более развитые государства придерживаются первого. По этому пути пошел и Казахстан, где пересадку донорских органов ожидают 3200 человек. При этом власти уверены, что нашли ту редакцию, которая всех успокоит. По словам главы Минздрава, в проекте кодекса предусмотрено, что в случае отсутствия прижизненного волеизъявления человека право заявить о несогласии (согласии) на изъятие его органов имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии - один из близких родственников. При этом в некоторых странах в случае, если врач не произвел забор органов у потенциального донора, его действия приравниваются к неоказанию помощи нуждающимся в этом людям. Опасения казахстанцев, что “человека можно убить и пересадить органы”, в ведомстве называют нелепостью, и на то есть несколько причин. Законодательно изъять у человека органы можно только после того, как консилиумом врачей установлена биологическая и необратимая смерть мозга. Все это делают в соответствии с мировыми стандартами. Трансплантация органов, как объясняют врачи, - это довольно сложный процесс. Помимо того, что должна быть констатирована смерть мозга, необходимо поддержать функциональную сохранность всех органов - этот процесс длится шесть часов, и подтвердить отсутствие инфекционных заболеваний. Сам забор органов выполняет трансплант-бригада, которая вылетает из республиканского центра. При этом эксплантация или забор органов - это полноценная операция, выполняемая в хирургическом зале в условиях полной стерильности, а не просто “в подворотне”. Далеко не в каждом случае орган донора подходит реципиенту. Для “совместимости” нужно провести многочисленные анализы. Низкая совместимость антител не позволяет провести операцию. Еще один момент - наличие и функционирование автоматизированной системы TRINIS, осуществляющей подбор пары донор-реципиент в автоматическом режиме. Это единая для Казахстана база данных, в которой хранится информация обо всех нуждающихся в пересадке органов гражданах. Как только появляется потенциальный донор, сведения о нем заносятся в систему и происходит вычисление совместимости. Это полностью исключает влияние человеческого фактора и упрощает работу врачам, которые ранее вынуждены были производить подбор пары ручным методом. После изъятия орган консервируется, у врачей есть от пары часов до суток, чтобы провести трансплантацию. Срок хранения каждого органа индивидуален. Например, почки могут ждать реципиента 24 часа, сердце - шесть часов. Как только появляется “вакантный” орган, о нем сразу же сообщают лечащим врачам и пациентам, имеющим высокие шансы на совместимость. Делают это все в срочном порядке. Другая поправка, которая вызвала ажиотаж в обществе, касается вакцинирования. В проекте Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения утвержден перечень заболеваний, против которых будут проводиться обязательные профилактические прививки. В него вошли: вирусный гепатит А (В15), вирусный гепатит В (В16), гемофильная инфекция типа b (В96.3), дифтерия (А36), злокачественные новообразования шейки матки (С53), коклюш (А37), корь (В05), краснуха (В06), пневмококковая инфекция (В95.3), полиомиелит (А80), столбняк (А33-А35), туберкулез (А15-А19) и эпидемический паротит (В26). Многие казахстанцы высказываются против обязательной вакцинации, считая, что у родителей должно быть право выбора. При этом чиновники заявляли, что отказ от вакцинации детей является нарушением их прав на охрану здоровья, гарантированного Конституцией, определенного Конвенцией о правах ребенка ООН и Законом “О правах ребенка в Республике Казахстан”. Также в Минздраве отмечали, что часть прививок будет определена как обязательная, а часть останется добровольной. После утверждения кодекса следующим этапом будет постановление Правительства РК, где четко определят перечни прививок, которые станут проводить в обязательном порядке. Многие родители опасаются, что вакцина против рака шейки матки вызывает бесплодие. При этом врачи заверяют, что прививка содержит высокоочищенные вирусоподобные частицы, после введения которых в организме женщины формируется иммунитет, уничтожающий вирус при повторном контакте с ним. На репродуктивную систему вакцина никак не влияет, поэтому ни к каким проблемам с наступлением беременности привести не может. Отмечается, что вакцина применяется уже 14 лет, а до этого тестировалась в течение пяти лет. В итоге профилактические прививки разделили на обязательные и добровольные. К обязательным отнесены плановые и по эпидемиологическим показаниям. Предусмотрено, что допуск в детские дошкольные учреждения детей, не получивших плановые профилактические прививки, осуществляется только при достижении порогового уровня коллективного иммунитета в детском дошкольном учреждении. При рассмотрении в Сенате Парламента этот вопрос подняли депутаты. “Особо хочу отметить, что, учитывая сомнения возможности отказа от обязательных прививок, которые высказывались в процессе обсуждения проекта кодекса, считаем необходимым подтвердить право родителей на самостоятельное и осознанное принятие решения. Это предлагается сделать путем добавления к праву гражданина на дачу информированного согласия или отказа на проведение медицинских вмешательств фразой “в том числе профилактических прививок”, - сообщил депутат Сената Серик Бектурганов. Помимо самых обсуждаемых поправок проект кодекса содержит и ряд других новшеств. В частности, электронные сигареты, системы нагревания табака и кальяны приравнены к обычным сигаретам, а также введена административная ответственность за продажу табачных изделий лицам, не достигшим 21 года. Пересмотрены требования по соблюдению “времени тишины”: в рабочие дни - с 22.00 до 09.00, в выходные и праздничные дни - с 23.00 до 10.00. (Сейчас - с 23.00 до 6 утра.) Еще одна норма касается предоставления казахстанцам социального отпуска до трех дней для прохождения медосмотра. Внесена норма, которая устанавливает, что для возбуждения уголовного дела по врачебным правонарушениям к заявлению необходимо будет приложить соответствующие акты проверок и ревизии, проведенных уполномоченным госорганом. Сейчас такого правила нет, поэтому при любом заявлении на действия врачей сразу возбуждается уголовное дело, что обязательно влечет за собой проведение различных экспертиз, допросов подозреваемых и опросов свидетелей, изъятие материалов и другие следственные мероприятия. Это не только перегружает следственный аппарат, но и парализует работу врачей и создает вокруг них атмосферу подозрительности и недоверия. При этом из всех дел, возбужденных только на основании одного заявления, до суда доходит лишь небольшая часть. Учитывая, что в проекте кодекса главным санитарным врачам в случае угрозы возникновения эпидемии предоставляется право введения ограничительных мероприятий, предлагают систематизировать их и интегрировать с другими законодательными актами. В первую очередь, с Законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Новый Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения планируют принять до конца 2020 года. В его проекте 105 компетенций для уполномоченного органа и 185 норм, предполагающих утверждение, согласование и определение Минздравом различных правил и положений. По предварительной оценке депутатов, уполномоченному органу понадобится инициировать принятие около 250 нормативно-правовых актов.
Нур-Султан
|