ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От прилавка до суда Новость дня / События


Мадина Меирманова

Права потребителей теперь будут защищать по-новому. В правительстве обещают - это новое станет очень эффективным. Сенат одобрил новые стандарты в этой области, приняв в двух чтениях поправки в законодательство по вопросам защиты прав потребителей

Идея изменить законодательство о защите прав потребителей (ЗПП) витала в обществе давно. Многочисленные организации/лиги/общества ЗПП заявляли, что потребитель у нас нынче может отстоять свои права только в суде, и эти лиги/общества, собственно, и выполняли роль защитников, попутно отстаивая идеологию защиты на уровне государственных органов и проводя населению разного рода семинары/тренинги по разъяснению мирового опыта и казахстанских реалий.
Изменить систему с административно-карательной на концентрацию восстановления нарушенных прав предложил летом прошлого года новосозданный Минторг. То есть ввести институт досудебного регулирования - именно здесь, по мнению Комитета по защите прав потребителей Минторговли, и есть поле для активной работы неправительственных организаций. Таким образом, заявлял еще осенью прошлого года глава МТИ Бахыт Султанов, будет соблюден баланс прав и интересов всех участников процесса: потребитель не станет месяцами ждать судебных разбирательств, бизнес сможет избежать судебных исков от покупателей/потребителей.
Собственно, это и прописано в обновленном законодательстве о защите прав потребителей в РК. Вчера Сенат принял документ (а это около 200 поправок, из которых 130 - поправки депутатов Мажилиса в семи законодательных актах, из которых три кодекса и четыре закона) в двух чтениях, отправив его на подпись президенту.

 

 

Презентовавший законопроект Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов заявил, что сформирована “целостная и понятная для населения эффективная система защиты прав потребителей” и предусмотрены “институциональное усиление и активное вовлечение неправительственных организаций в многоуровневую систему защиты прав потребителей, а также их поддержка”.
В общем, в Казахстане теперь законом утвердили формулу “клиент всегда прав”. И теперь не нужно доказывать это в суде (в суд будут уходить лишь дела высокой сложности и, видимо, дорогой цены), а можно будет ограничиться досудебным регулированием. Как, собственно, это и происходит в развитых странах.
Предлагается структурировать систему защиты прав по трем уровням.
Самый первый - рассмотрение жалобы продавцом самостоятельно либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров. По словам разработчиков законопроекта, это позволит минимизировать затраты времени и ресурсов на восстановление нарушенных прав: возмещение и морального, и материального ущерба потребителю может пройти по принципу “здесь и сейчас”. Но самое главное, что “в рамках досудебного урегулирования спора приоритет инициативы остается за потребителем”. То есть именно потребитель будет решать, удовлетворяет его возмещение ущерба или “гайки” закручивать дальше.
На второй ступени споров жалобы будет рассматривать уполномоченный орган. И орган этот уже может возбудить дело об адмнарушении. А значит, нарушивший права потребителей бизнес (и не только) может понести ответственность.
Ну и самое главное (на сегодня - единственно возможное) - суд.
Сейчас, например, Комитет по защите прав потребителей уже больше четырех месяцев ведет тяжбу в суде с компанией “Бэк Эйр”, отстаивая интересы более 800 клиентов этой авиакомпании: люди почти полгода не могут вернуть деньги за билеты.
Кстати, мажилисмены, когда рассматривали законопроект, предложили сразу дополнить нормы по ограничению торговой надбавки на социально значимые продукты. Чтобы не “советовать и рекомендовать” торговцам не наживаться на товарах первой необходимости, а сразу бить законом по марже. Тогда предложили ограничить предельную надбавку до 15 процентов от цен производителей и оптовых поставщиков (норма “села” в Закон “О торговой деятельности”) и наказывать, если эту норму будут нарушать: малые предприниматели - на 10 МРП, средние - на 75, крупный бизнес - на 300 (правда, финансовое наказание будет лишь при повторном нарушении, за первое нарушение - предупреждение).
А вот сенаторы решили, что казахстанцев нужно предупреждать о вреде некоторых продуктов для здоровья (видимо, чтобы до суда и компенсаций не доводить). “Сегодня поставлена задача на упреждение заболеваний человека. Одним из факторов заболеваемости является образ жизни и питания, - сказал сенатор Муратбай Жолдасбаев во время обсуждения Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения”. - Человек не каждый день бегает в аптеку, а в продуктовые магазины ходим чуть ли не ежедневно. В цивилизованных государствах сегодня используются метки на продуктах питания”. (Например, черные, если избыток сахара или консерванты.)
Кстати, метки такие стали появляться на товарах как раз после “ласточек” с защитой прав потребителей.
Например, “страшные картинки” на пачках сигарет - результат иска страдающей от рака легких жительницы Калифорнии Бетти Буллок против компании Philip Morris, сигаретами которой она пользовалась 47 лет. Суд обязал табачного гиганта выплатить 750 тысяч долларов в качестве компенсации за материальный ущерб, 100 тысяч в качестве компенсации “за страдания” и 28 миллиардов долларов в виде штрафа. Мол, чтобы потом не говорили, что не читали надписи.
А вот еще один интересный случай из борьбы за права потребителей (не у нас). Пожилая американская супружеская пара отсудила у пищевого гиганта Heinz более 180 тысяч долларов, обнаружив, что в банке кетчупа Heinz вместо указанных на этикетке 20 унций продукта (примерно 566 граммов) содержится всего 18,5 унции. Вскрыв другие банки, пенсионеры также обнаружили недостачу все тех же 42 граммов. После проигрыша в суде компания Heinz обязана была добавлять лишнюю 1/8 унции кетчупа во все бутылки, продающиеся в Калифорнии. По данным властей штата, это требование стоило компании еще 650 тысяч долларов.
Минторговли Казахстана, защищая законопроект в стенах Парламента, не раз обращало внимание на то, что потребитель - самый лучший индикатор законопослушания бизнеса. И чем больше у потребителей возможностей отстаивать свои права, тем меньше нарушений будет делать предприниматель.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение