|
Ольга Шишанова
Все архивные документы в Казахстане могут оказаться практически уничтоженными, если попадут в руки к неспециалистам. Этого опасается депутат Мажилиса Парламента РК Нурлан Дулатбеков, который обратился с депутатским запросом к Министру МКС РК Актоты Раимкуловой по поводу инициированного ведомством проекта ГЧП в отношении перевода в цифровой формат документов архивов страны
Напомним, не так давно опубликовали извещение об инициировании проекта государственно-частного партнерства “Цифровая фабрика”. Его целью должно стать “оперативное использование информации государственных архивов для оказания государственных услуг путем проведения комплекса работ по оцифровке документов Национального архивного фонда в рамках реализации государственного плана развития архивной отрасли “Архивы-2025”. А это сканирование и перевод в цифровой формат документов архивов страны общим количеством в 1,6 миллиарда страниц, которые находятся в хранилищах архивов в 12 регионах. Реализовать проект планируют в течение пяти лет, для чего во всех областях республики должны будут создать центры архивирования. Стоимость работ оценена в 96,12 миллиарда тенге. Однако мажилисмен опасается, что все будет не столь гладко и Казахстан вполне может лишиться своих архивов, особенно тех, которым требуются специальные условия хранения. Именно поэтому у Дулатбекова возникли весьма серьезные вопросы, касающиеся механизма реализации проекта “Цифровая фабрика”.
Во-первых, каким образом будет обеспечена сохранность архивных документов при проведении работ по их оцифровке потенциальными частными партнерами? Ведь из принципов Международного этического кодекса архивистов, принятого на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов в Пекине в сентябре 1996 года, следует, что “первейшей обязанностью архивистов является обеспечение целостности и сохранности документов, переданных на хранение”. “Но при реализации проекта “Цифровая фабрика” в том виде, как он представлен сейчас, вопрос обеспечения сохранности документов Национального архивного фонда будет под угрозой”, - считает депутат. Во-вторых, на ремонт зданий большинства архивов, на укрепление их материально-технической базы деньги из бюджета всегда выделяли более чем скупо, не говоря уже об издании сборников архивных документов и исследовательских проектах. При этом архивисты справляются и с предоставлением архивных справок для граждан, и с работой с исследователями и историками, и сами постепенно ведут цифровизацию документов. А тут вдруг посторонняя организация просит почти 100 миллиардов и получает поддержку в профильном ведомстве. В-третьих, повторим, Закон “О Национальном архивном фонде и архивах” четко указывает, что “госархивы несут ответственность за состояние, учет и целостность документов”. А тут снова неожиданно и вдруг частный “партнер” сразу хочет открыть кучу центров архивирования и к тому же привлечь к этому процессу людей, не имеющих опыта работы с архивными документами. То, что в проекте будут работать люди, не имеющие профильного образования, подтверждается хотя бы тем малым количеством профессиональных сотрудников, которые сегодня работают в архивах. Их попросту не хватает - кадровый голод не миновал и эту отрасль. Тем не менее согласно Закону “О Национальном архивном фонде и архивах” только государственные архивы наделены правом постоянного хранения архивных документов со всеми вытекающими обязательствами по обеспечению условий сохранности документов: строительство специализированных зданий, создание условий хранения, реставрация документов. Соответственно, у потенциальных частных партнеров, которых будут привлекать к работе по оцифровке архивных документов, да еще на своей территории, совершенно другие цели и задачи, далекие от вопросов обеспечения постоянного, то есть почти “вечного” хранения документов Национального архивного фонда. Так что непонятно, насколько правомочно будет передавать документы Национального архивного фонда частным партнерам? Тем более что процесс оцифровки архивных документов предполагает их расшивку. А ведь архивные документы по определению являются документами не новыми, имеющими историю, зачастую ветхими. То есть в процессе оцифровки архивные документы могут быть повреждены. И тогда снова становится непонятно, как быть с реставрацией - ведь на территории республики людей, владеющих этой профессией, практически нет. Кроме того, мажилисмен опасается, что “при передаче документов для использования частным партнерам не исключаются утрата, ухудшение состояния, купля-продажа, обмен, дарение, владение и использование архивных документов недобросовестными услугодателями в корыстных и коррупционных целях”. Конечно, этот пункт не обязательно будет присутствовать, но и полностью исключать его тоже нельзя. В таком случае, может, целесообразнее было, если бы оцифровку проводили профессионалы, имеющие опыт работы по этому вопросу? То есть непосредственно сотрудники госархивов. А выделенные деньги пошли бы как раз на расширение и укрепление материальной базы государственных архивов, расширение их штата, создание именно на их базе центров архивирования, которые бы занимались необходимой оцифровкой документов. Добавим, что вопрос, поднятый депутатом Дулатбековым, для Казахстана далеко не праздный, так как в республике поток запросов от физических и юридических лиц, а также колоссальный всплеск интереса к ретроспективной информации с каждым годом только увеличивается. Так что культурному ведомству не помешало бы пересмотреть взаимодействие с проектом ГЧП, поддержав вместо этого государственные архивы.
Нур-Султан |