Алла Иванилова
С 1 июня в Казахстане вновь открыли детские сады, но с некоторыми ограничениями. Однако из-за карантинных мер в стране частные дошкольные учреждения оказались на грани закрытия. Их количество может значительно сократиться
Такими прогнозами поделились в Национальной палате предпринимательства “Атамекен”. Ситуация усугубляется и тем, что прекращено государственное финансирование. После завершения режима ЧП программу “Балапан”, в рамках которой выплачивалось 28 350 тенге на одного ребенка, приостановили для всех детских садов. Приняли новую методологию подушевого финансирования, которая еще не заработала. К слову, до введения режима ЧП в стране владельцы частных детских садов в Нур-Султане предлагали акимату распределять подушевое финансирование не только на детей от 3 до 6 лет, но и на малышей от года до трех лет. При этом более 60 процентов частных детских садов работают без государственного заказа, то есть только за счет оплаты родителей. Сейчас в детских садах есть требование, чтобы в группе было не более 15 детей. Независимо от количества воспитанников учредители детсада обязаны оплачивать заработную плату персоналу в полном объеме. Эти расходы не могут быть возмещены за счет родителей. В тех регионах, где до 1 июня детсады работали в режиме дежурных групп, наполняемость низкая. Содержать бизнес ради двух-трех детей невыгодно - нужно платить зарплату сотрудникам и аренду (95 процентов частных дошкольных учреждений находится в арендуемых помещениях). При этом если государственные детсады находятся на балансе местных бюджетов, то частные оказались в бедственном положении и работают себе в убыток. Поэтому группы закрываются, и бизнес катится в пропасть. Сегодня в республике функционируют 10 314 дошкольных организаций, 4428 из них - частные. Дошкольным образованием охвачена 881 тысяча детей, в том числе 339 тысяч - в частных детских садах. Финансовые сложности возникли также из-за того, что сотрудникам нужно платить минимальную заработную плату, а доходов нет. При этом около 70 тысяч человек работают в сфере частного дошкольного образования, и они могут оказаться без средств к существованию.
Новые требования соблюдения усиленного санитарно-дезинфекционного режима, которые предъявляют детским садам, некоторые считают абсурдными. Так, расстояние между детскими кроватями должно быть не менее одного метра, при этом малыши целый день находятся в близком контакте. Весь набор для открытия детсада - санитайзеры в каждой комнате, маски, перчатки, дорогие дезинфекционные средства для уборки и бесконтактные термометры - стоит примерно 500 тысяч тенге. В Алматы, где с 1 июня организованы дежурные группы, к работе рекомендуется допускать сотрудников при наличии отрицательных результатов лабораторных исследований на COVID-19 (ПЦР с датой не позднее семи дней), а такой анализ стоит в частной лаборатории “Олимп” 15 940 тенге. На какие средства сотрудники будут оплачивать этот анализ, если они не работали? Или это должен финансировать владелец детсада? В таких условиях “частникам” открываться просто нерентабельно - придется повышать оплату либо закрываться. НПП “Атамекен” обсуждала этот вопрос с Министерством образования и науки, настаивая на том, что частные сады нужно поддержать. Ведь благодаря внедренной в свое время системе госзаказа удалось охватить большее количество детей дошкольным образованием. Если сейчас частные дошкольные учреждения закроются, то государство опять вернется к “разбитому корыту” в виде дефицита мест в детсадах.
Хотя в свое время Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала 70 процентов детей до семи лет. Одна из причин, которая привела к безнадежному дефициту, - приватизация в 1990-х годах. В 1991 году в республике существовало 8743 детских сада, более половины (4868) которых приватизировали в период “оптимизации”, часть зданий была заброшена, претерпела разрушение. В 2009 году детскими дошкольными учреждениями было охвачено только 36,5 процента детей, а в очереди ожидали своего места 240 тысяч малышей, и только после этого сады начали возвращать в госсобственность. Успешная реализация программы “Балапан” способствовала росту дошкольных организаций. В 2015 году охват детей от трех до шести лет дошкольным воспитанием и обучением составил 81,6 процента, а в 2018 году уже 95,2 процента. Основную лепту в это внесли бизнес и размещение государственного образовательного заказа в частных детских садах, где оплату родители делят с государством. Свыше 38 процентов детсадов страны являются не государственными, что на 18 процентов выше показателя 2015 года. Частный сектор за эти годы открыл намного больше детских садов, чем это сделало государство, которое, кстати, поставило цель к 2020 году достигнуть стопроцентного охвата детей дошкольным образованием. Но если “частников” не поддержать, то цель достигнута не будет.
Нур-Султан |