|
Даулет Алтаев
Платные дороги не способны выйти на самоокупаемость - несмотря на возможность собирать плату за пользование ими напрямую с автолюбителей, они все равно будут питаться из бюджета. Иными словами, есть вероятность, что “дорожники” с налогоплательщиков будут брать трижды: один раз через кассу, второй раз - в виде транспортного налога и третий раз - в виде дотаций из республиканского бюджета на ремонт
В сети появились публикации определенного характера, которые некоторые специалисты называют вбросами или попытками прощупать общественное мнение. Так, в некоторых сетевых изданиях появилась расширенная информация с комментарием со стороны специалиста АО “НК “КазАвтоЖол” (национальный оператор дорог республиканского и международного значения) относительно размеров тарифов за проезд по платным дорогам. Публикация, казалось бы, позитивного характера сообщает нам о том, что, несмотря на суровые времена и кризис, поднятия ставок по тарифам за проезд по платным дорогам не предвидится и не планируется.
Далее приводят цитату непосредственно со стороны НК “КазАвтоЖол”. Цитата, к слову, безымянна. Выглядит следующим образом: “Новая институциональная модель предусматривает сохранение текущих ставок с учетом субсидирования расходов на средний и капитальный ремонт со стороны государственного бюджета”. Автор добавляет стандартную формулировку “пояснили в нацкомпании”. Что не так? На наш взгляд, происходит следующее: нас пытаются подготовить к тому, что, несмотря на платность дорог, ремонт все равно будет осуществляться за счет бюджетных средств. То есть за счет налогоплательщиков - нас. При этом обществу с каждой трибуны последнее время говорили о ловкости фокуса платных дорог - мол, зато из бюджета деньги брать не будем! Теперь согласно “новой институциональной модели” (кто и когда ее принял и утвердил, совершенно непонятно), платные дороги все равно будут дотироваться из бюджета. Зато тарифы останутся на прежнем уровне. Мол, будьте благодарны - ставки остаются на прежнем уровне. Да и, в принципе, какое вам дело, вы же платить больше не будете... А то, что проект будет получать больше, так кому от этого плохо?! Ситуация совершенно неоднозначная. Хотя бы потому, что цитата не подписана. И даже при том, что издание авторитетно, за язык кого-то из НК “КазАвтоЖол” поймать в этом случае очень тяжело. А вот мнение по этому вопросу складывается: привыкайте к платным дорогам, а то, что содержание этих дорог подразумевает также дополнительные бюджетные траты - ну вам-то какое дело, не ваши же деньги... Параллельно авторы публикации рассказывают нам о том, что в ближайшее время, в течение будущих четырех лет, 11 тысяч километров дорог в Казахстане обретут статус платных. Давайте сразу определимся - пусть читатель не думает о том, что у Казахстана или потенциальных инвесторов есть возможность за столь короткий срок построить такое количество километров “автобанного” класса. Решать этот вопрос будут гораздо проще - бумагой. И уже, как видно, начали. По большому счету, проект, условно назовем его “Частные платные дороги Казахстана” (ведь Закон “Об автомобильных дорогах” допускает частную форму собственности (статья 4, пункт 1 упомянутого закона), требует фактически только установки платежных рамок для того, чтобы начать работать. Все эти дороги уже есть - они оплачены фактически из кармана налогоплательщиков. И по всей видимости, проект продолжит работать традиционно - “средний и капитальный ремонт со стороны государственного бюджета”. То есть основные работы и траты, ради которых вроде бы как решили связываться с платными дорогами в принципе, все равно ложатся на плечи налогоплательщиков. Кстати, за 2019 год платные дороги Казахстана принесли почти 5,5 миллиарда тенге. Согласно официальному сообщению Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК), бюджету из этих денег ничего не светит - 3,8 миллиарда направили на содержание платных дорог, а оставшиеся 1,6 миллиарда тенге - на обслуживание системы оплаты. Получается, что система кормит лишь саму себя. Все. Теперь давайте посчитаем, сколько примерно заработает весь проект, если введут 11 тысяч километров платных дорог. Всего у нас в стране, согласно сообщению МИИР РК, 682 километра платных дорог (Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Хоргос и Алматы - Капшагай). Несложный расчет показывает, что каждый километр сможет приносить около восьми миллионов тенге. Итого после ввода 11 тысяч километров проект сможет зарабатывать около 88 миллиардов тенге в год. При этом совершенно неизвестно, сколько еще будет потреблять из государственного бюджета. В общем, остается только гадать - действительно было принято решение (кулуарно) позволить проекту платных дорог (частный капитал, напомним, имеет право участвовать) питаться еще и из бюджета или эта цитата, скажем так, “опечатка”, “техническая накладка”. Причем такая, под которой никто не захотел подписаться. |