|
Марта Рогова Больше всего выход из режима ЧП для казахстанцев был подпорчен новостью о введении дифференцированной ставки индивидуального подоходного налога. Особенно на фоне совсем недавних расчетов Миннацэкономики. Так кому же в Казахстане жить настолько хорошо, что его обложат дополнительной мздой?
“Запуская” постчэпэшную жизнь в Казахстане, Касым-Жомарт Токаев предложил во имя социальной справедливости проработать вопрос о введении прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. “Граждане с низкой заработной платой будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплаченного налога возрастет”, - заявил президент. Это предложение хоть и звучит в стране уже больше 10 лет, никак не может дойти до своего логического завершения. Потому что никак не могут наши чиновники определиться, с какого же момента считать человека настолько богатым, чтобы можно было облагать его повышенным налогом? Особенно актуально это на фоне обесценения национальной валюты и вынужденного повышения разных социальных выплат и МЗП до уровня хотя бы “чуть выше инфляции”. По сути, про дифференцированный налог заговорили почти сразу после введения плоской шкалы. Для тех, кто уже забыл, напоминаем, что до 2006 года в стране уже была прогрессивная шкала ИПН, и тогда граждане с доходом менее 180 МРП платили пять процентов налога (в последнем “плоском” 2005 году МРП равнялся 971 тенге, 180 МРП - 174 780 тенге (1294 доллара) при средней зарплате в 34 тысячи тенге (251 доллар). Максимальная налоговая ставка тогда доходила до 20 процентов.
В 2010 году правительство вновь начало продумывать возможность возврата к дифференцированной шкале с 2013 года. Тогда предлагалось записать в “низкооплачиваемые” и низкооблагаемые (по 10 процентов) всех с доходом менее 300 тысяч. (Средняя зарплата в стране в 2010-2012 годы составляла 77,6 тысячи, 90 и 101,2 тысячи тенге соответственно). Второй налоговый шаг - 15 процентов ИПН при доходах в 300-500 тысяч, все, что выше - ставка 20 процентов. (Курс доллара тогда был 147 тенге, то есть максимальная граница самого низкого налога превышала две тысячи долларов.) Тогдашний министр финансов обосновывал идею возврата к налоговой прогрессивке перспективами роста поступлений в бюджет. Мол, только два процента казахстанцев получают доходы выше 300 тысяч тенге, и только от них прибыль в бюджет вырастет на 1,3 процента, или на 12,5 миллиарда тенге (около 84,8 миллиона долларов). Напомним, 2010 год для Казахстана был годом, когда страна только-только начала подниматься после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. А вот народные коммунисты предложили идти другим путем. Не просто ввести дифференцированный налог, а обнулить налоги для бедных. Нулевую ставку для лиц с доходом менее 15 МРП в месяц (в 2012 году это составляло 24 270 тенге, или 162,8 доллара), на доходы 15-40 МРП (до 64,7 тысячи тенге, или 434 доллара) ставка предлагалась не выше пяти процентов. А вот все, что выше 40 МРП, - 10 процентов. Но ни коммунистические, ни правительственные идеи так в жизнь и не воплотились. Хотя никогда не забывались. В прошлом году во время Послания народу Казахстана президент уже поручал модернизировать налоговую систему в целях нивелировать имущественное расслоение внутри казахстанского общества и с “фокусом на более справедливое распределение национального дохода”. Спустя месяц после этого президентского поручения мажилисмен Аманжан Жамалов сообщил, что, оказывается, введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога с 2023 года активно обсуждают. Осенью прошлого года Миннацэкономики предлагало считать доходами выше среднего 500 тысяч тенге (на тот момент - 1291 доллар), облагая их налогом в 15 процентов. Это должно принести экономике доход 18,5 миллиарда тенге. Другой вопрос, что “выше среднего” в 2010 году и “выше среднего” сейчас. По итогам 2019 года, по данным Комитета по статистике, средняя зарплата в стране превысила 200 тысяч тенге. (Правда, медианное значение заработных плат гласит о том, что половина (3,3 миллиона) трудоустроенных казахстанцев получают зарплату меньше 112,2 тысячи тенге.) Получается, что богатыми у нас в стране Миннацэкономики предлагало считать людей, которые зарабатывают в два раза больше средней, пусть номинальной, но средней зарплаты (в 2010 году этот показатель равнялся почти четырем). Потому-то, собственно, в социальных сетях и поднялась “дискуссия”. А еще потому, что кроме ИПН граждане платят пенсионные и ОСМС. Плюс работодатели платят социальный налог и отчисления в Государственный фонд социального страхования, а также взносы в Фонд социального медстрахования - это ложится бременем уже на фонд заработной платы работодателя. А потому рост налогов, вопреки ожиданиям, может не вывести в свет низкие зарплаты, а увести в тень зарплаты высокие. И вообще отбить все желание работать “вчистую” и стремиться зарабатывать как можно больше. Поэтому осенние расчеты Миннацэкономики предложили считать фейком и устаревшей информацией. Более того, президент считает, что граждане, получающие 250-300 тысяч тенге в месяц, должны платить подоходной налог по ставке ниже нынешней - семь процентов. Текущая ставка будет сохраняться для тех, кто получает от 300 тысяч до 1,5-2 миллиона тенге. “Люди, зарабатывающие более 25 миллионов тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10 процентов. Какую сумму они должны платить, определит комиссия. Это будет 13 или 15 процентов, но не больше 15 процентов”, - пояснил президент свое видение дифференцированной налоговой шкалы. Переведем в инвалюту (хоть у нас и дедолларизация, но привязка цен на импортные товары все равно заставляет оценивать благосостояние население с оглядкой на доллар): 250-300 тысяч тенге - 595-714 долларов, 1,5-2 миллиона - 3571-4761 доллар. В принципе, порог предлагаемого налога “на роскошь” даже выше предлагавшегося 10 лет назад. Но! Помнится, еще год назад директор департамента стратегического развития и актуарных расчетов ЕНПФ Камиля Фазылова сообщала, что до 68 процентов вкладчиков имеют средние накопления - один миллион тенге, а счетов, превышающих пять миллионов тенге, около трех процентов. То есть, по сути, лишь около трех процентов граждан страны укладываются в средний (или чуть ниже среднего, как предлагает считать президент) доход. Видимо, исходя из того факта, что их так мало (а людей, получающих выше 25 миллионов тенге в год и того меньше), и предлагается “разделить жителей по налогам”. Ну и заодно пополнить казну: на фоне волатильности цен на наши основные экспортные товары - надежда доходной части бюджета лишь на стабильные потоки. А это в том числе и ИПН. Индивидуальный подоходный налог равен девяти процентам всех доходов государства и составляет 34 процента всех налогов госбюджета.
Нур-Султан |