ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Роботы-спекулянты Новость дня / События

Мадина Меирманова
Случилось небывалое - покупателям американской нефти WTI продавцы будут доплачивать за покупку. Аж по 30 с лишним долларов за баррель. Отрицательная цена на черное золото сложилась впервые в истории.
Казалось бы, вот оно - счастье для покупателей. Но есть пара вопросов: откуда оно такое на нас свалилось? И что же все-таки означает отрицательная цена на нефть? Попытаемся разобраться в водоворотах ценнообразования на черное золото

Как известно, главным “базаром” для торговли нефтью являются биржи. Именно на них заключают договора/контракты на поставку и определяют цены. Чем больше желающих купить товар - тем выше цена. И чем меньше желающих, тем, соответственно, цена ниже.
Сырьевые товары продают не день в день. Чаще всего торгуют фьючерсами - контрактами на будущее. То есть продавец и покупатель заключают договор, по которому продавец обязуется поставить покупателю товар или услугу в будущем. При этом цену и срок поставки утверждают на момент заключения договора. Заключение сделки происходит на бирже. Идея такого фьючерса - зафиксировать цену на товары или услугу и застраховать себя от рисков изменения (чаще всего роста) цены в будущем. (Такая страховка у биржевиков называется “хеджированием рисков”.) (В Казахстане фьючерсные контракты тоже распространены в сельском хозяйстве: покупатели еще весной таким контрактом фиксируют цену покупки продукции будущего урожая.)

 

 

Но вместе с тем фьючерс - это разновидность финансового инструмента. С этой точки зрения он интересен как инвесторам, так и трейдерам. То есть трейдер покупает, например, фьючерс (заключает договор с продавцом товара) на поставку энного количества нефти, а затем, в зависимости от ситуации на рынке, он перепродает этот договор другому трейдеру.
Тут-то и начинается самое интересное.
Дело в том, что все фьючерсные контракты делятся на две разновидности: расчетные и поставочные. В первом случае контракт оговаривает дату платежа и сумму покупки. По сути, торгуют “воздухом”, без физической поставки базового актива. И если на момент закрытия контракта сумма конечной продажи выше цены покупки - контракт прибыльный, если ниже первоначальной - сделка убыточна.
Второй вид контракта - поставочный. Он предполагает, что к определенной дате должен быть поставлен товар. Собственно, именно этот контракт и стал причиной триумфального падения стоимости американской нефти в понедельник.
20 апреля на нью-йоркской фьючерсной товарной бирже NYMEX (она занимает первое место в мире по торгам нефтяными фьючерсами) был последний день торгов майским фьючерсом на поставку американской нефти марки WTI (West Texas Intermediate).
Открылись торги на вполне традиционной цене - 17,73 доллара за баррель WTI.
А вот дальше началось вертикальное падение. У владельца фьючерса никто не захотел покупать бумагу. И он начал снижать цену. (Здесь следует учесть то обстоятельство, что на биржах корректировка цены уже давно ведется в автоматическом режиме, то есть не людьми даже, а компьютерной программой. Именно действиями таких вот “роботов-спекулянтов” и объясняется такой вот абсурдный уход цены в минус.) К полудню обвал составил 83 процента - до 2,96 за баррель. К часу дня цена не превышала доллара, а в 14.00 - 6 центов. В 15.00 цена ушла в пике - минус 37,63 доллара за баррель, потом отскочила до минус 25-26 и с сумасшедшей волатильностью крутилась в диапазоне между минус 40 и минус 20 долларами за баррель. Максимальное дно в тот день составили минус 40,32 доллара за баррель - это абсолютный исторический минимум за все время торговли нефтью на NYMEX (а создали биржу в 1882 году). Вечером в понедельник, 20 апреля, рынок фьючерсов на WTI с поставкой в мае закрылся на уровне минус 37,63 доллара за баррель, упав за день на 312 процентов от первоначальной утренней цены.
Так почему же все оказалось столь печально?
Еще раз вернемся к контракту.
Дело в том, что фьючерс на WTI, который торговался на NYMEX с тикером CL, - тот самый поставочный контракт. Другими словами, продавец должен иметь нефть, а покупатель должен ее забрать у продавца. А это значит, он должен иметь место, куда ее залить и где ее хранить, пока не перепродаст или не использует.
Тут-то и кроется проблема.
Экономика настолько измучена коронавирусом, что нефть ей уже просто не нужна. По крайней мере, в тех объемах, в которых ее добывают. Около трети всех добытых (и не нужных экономике) баррелей просто складируют. Но скоро мест для хранения уже не будет. Нефтехранилища по миру заполнены примерно на три четверти. И имеющихся свободных резервуаров при такой динамике падения спроса и складирования излишков может хватить максимум на полтора месяца. Мало того, трейдеры открыли охоту на танкеры, которые стали использовать под склады нефти. По подсчетам агентства “Рейтер”, в последнюю пару недель объем нефти в пришвартованных складах-танкерах удвоился - до 160 миллионов баррелей. Уже больше полусотни супертанкеров, грузоподъемностью до двух миллионов баррелей каждый, стоят на якоре. А в мире их всего 770. “Стоимость фрахта танкеров улетела в стратосферу, - отмечает глава Euronav (компания владеет нефтяными танкерами) Хьюго де Ступ. - Все больше и больше кораблей используют исключительно в качестве хранилищ”.
Владелец майского фьючерса на WTI должен был купить и складировать нефть. Но хранилища переполнены, а цена оставшихся свободных складов заоблачная. Не то чтобы владельцы майских фьючерсов готовы были доплатить за то, чтобы избавиться от обязательств (и головной боли по складированию), но просто, повторимся, беспрецедентное отсутствие спроса привело к тому, что программа предложила бессмысленное, хотя и логичное (такой вот парадокс) решение.
Так что же будет дальше с нефтью?
Пока и WTI и другие сорта нефти торгуются в положительной зоне. Во вторник июньский фьючерс на WTI достигал 13, в среду уже упал до 11, за баррель европейского сорта Brent во вторник давали около 20 долларов, в среду уже не выше 16. (К слову, в скорректированном казахстанском бюджете средняя цена на нефть заложена как раз на уровне 20 долларов за баррель).
С мая вступят в действие договоренности ОПЕК+ по сокращению на 10 миллионов баррелей добычи, но это будет лишь в мае...
У широких же масс трудящихся, они же потребители продукции нефтепереработки в быту, лишь один вопрос: когда снижение цены на нефть почувствует рядовой землянин? Как считают эксперты, “вниз”, до заправок, снижение может дойти не раньше чем через пару месяцев. Впрочем, в Казахстане, где бензин считается и так чрезмерно дешевым на общемировом фоне, следует, видимо, ждать еще дольше.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение