|
Мадина Меирманова Всемирная торговая организация оказалась на грани развала. В самый глубокий кризис с начала существования ВТО ее загнал Вашингтон, который не желает больше оглядываться на международные правила торговли и настаивает на суверенных правах
Всемирная торговая организация более полувека исполняла роль всемирного регулятора торговых отношений. Главной задачей ВТО являлся поиск инструментов, который позволяет либерализовать международную торговлю и снизить взаимные барьеры. По сути, ВТО - разработчик правил игры в торговле, которые добровольно принимают страны, присоединяющиеся к организации. Правила эти выгодны всем, поскольку предоставляют равные условия государствам-членам. Но именно это равенство и стало причиной нынешнего кризиса. Если Генеральное соглашение по тарифам и торговле (которое и легло в основу современного ВТО) стремилось к развитию экономик разных стран через свободную конкуренцию (особенно актуально это было после войны и на волне обретения суверенитетов в 50-70 годы), то теперь в мире развернулась борьба за мировое доминирование в торговле. Торговые войны и растущий протекционизм (лучше всего проявляющийся на противостоянии Вашингтона с Пекином и ЕС) привели к тому, что много лет совершенствовавшиеся “правила равенства” оказались неугодны отдельным государствам. В последние годы все чаще зазвучали голоса сторонников трансформации модели международных экономических отношений. Но вот каковой должна быть эта модель - пока никто не может понять. Ведь в современном мире, по сути, все страны - участники ВТО имеют относительно одинаковые товары и условия их производства. И только протекционизм “для своих” может их выдвинуть вперед. Собственно, именно это и лежит в основе всех торговых превенций, которые Вашингтон объявил основным своим конкурентам - Китаю и ЕС. С приходом к власти в США Дональда Трампа американцы обвинили организацию в том, что она допустила увеличение экономического влияния Китая в течение последних двух десятилетий. Более того, по мнению Вашингтона, система урегулирования споров ВТО нарушает суверенные права государства. Собственно, последние заявления были сделаны после того, как арбитраж ВТО вынес решения не в пользу Белого дома и ясно дал понять, что единые правила игры касаются всех участников организации вне зависимости от их роли на мировом рынке и веса в мировой политике. Так, в сентябре правительство Китая подало в ВТО иск против США в связи с введением американской стороной 1 сентября дополнительных пошлин на китайскую продукцию (тогда Штаты ввели дополнительные 15-процентные пошлины на китайскую продукцию, включая обувь, умные часы и плоскопанельные телевизоры, стоимостью 300 миллиардов долларов). Это противоречило договоренностям, достигнутым между странами на саммите “Большой двадцатки” в Осаке. И уже в ноябре арбитраж ВТО дал добро Китаю отвечать Штатам их же монетой и вводить ответные пошлины против США в размере 3,579 миллиарда долларов ежегодно.
(К слову, США в своей борьбе за свободную конкуренцию еще недавно были самым активным участником ВТО, они подали 124 жалобы и выступили в качестве ответчика по 155 делам. И особой их мишенью стал Китай: они стремились ограничивать поддержку государством китайских промышленных предприятий, вводить ограничения на импорт из Китая и проводить другие подобные меры. В период с 2009 по 2017 год при президенте Бараке Обаме США подали в ВТО 25 исков - больше, чем любая другая страна. 16 из 25 - против Китая. Администрация Обамы выиграла семь, включая те дела, в которых оспаривали сельскохозяйственные и авиационные субсидии КНР, а также пошлины на импорт стали.) На Вашингтон пожаловался и Брюссель за введенные Штатами в 2018 году пошлины на импорт металлов. Другие страны, которые оказались затронуты протекционизмом Штатов, также сообщили о намерении возбудить дела в женевской штаб-квартире ВТО. И хотя Дональд Трамп оправдывал эту меру соображениям национальной безопасности, ни Китай и ЕС, ни другие страны не смягчились. Собственно, это можно считать спусковым крючком в развале ВТО. В начале ноября стало известно, что США планируют прекратить выплаты Всемирной торговой организации. А значит - поставить под угрозу работу ВТО, поскольку именно Штаты вкладывают в бюджет организации наибольшую сумму (в текущем году США внесли около 22,8 миллиона долларов). Но самая главная подножка Штатов - несогласование кандидатур в Апелляционный суд ВТО. Два года назад США начали блокировать выбор новых судей суда ВТО. Дело в подходах к существованию самого арбитража: часть стран хотели бы видеть апелляционный орган ВТО в качестве глобального арбитра, тогда как американцы настаивают на созыве нового состава арбитража на каждое дело. Со вторника из трех арбитров “в строю” остался один (двое ушли на пенсию), а это значит, что работа Апелляционного суда парализована - один арбитр не может принимать правомочные решения. А это значит, ВТО потеряла способность вмешиваться в торговые войны, и все жалобы будут оставаться без рассмотрений. В Еврокомиссии назвали блокировку очень серьезным ударом по основанной на общих правилах системе международной торговли. Брюссель предлагает создать временный суд, основанный на правилах ВТО, но США категорически против. Это и понятно. Отсутствие арбитража означает, по сути, и отсутствие даже угрозы наказания нарушителям всеобщих правил торговли. Смогут ли в ВТО преодолеть кризис? Это станет понятно в ближайшие недели: в январе на Всемирном саммите в Давосе тема выхода из кризиса ВТО станет, видимо, одной из ключевых. К слову, в январе текущего года в Давосе уже обсуждали реформы организации. Штаты тогда в обсуждении участия не принимали.
Кризис, охвативший ВТО, для Казахстана как члена организации (как, впрочем, и для большинства ее участников) выгоден и не выгоден одновременно. Выгода заключается в том, что при отсутствии арбитров, разрешающих торговые споры, у стран-участниц развязаны руки в протекционизме и выставлении барьеров для импорта. Это ставит крест на всей полувековой работе ВТО по торговому равноправию. И это же является крайне неугодным всем, включая и Казахстан. Например, нашей стране и коллегам по ЕАЭС выгоден хаос в ВТО, поскольку мы активно занялись поддержкой экспортеров. А господдержка подобных компаний не совсем укладывается в правила Всемирной торговой организации. С другой стороны, мы не сможем теперь опротестовать в том случае, если, например, другое государство введет защитные меры против наших товаров. Как это получилось с Украиной, которая недавно ввела пошлины на импорт роликовых подшипников из Казахстана сроком на пять лет. А пару лет назад применявшиеся на территории Казахстана антидемпинговые пошлины на украинские стальные трубы стали предметом рассмотрения спора, инициированного Украиной в ВТО. Впрочем, в ВТО уже фактически признавали, что равные условия в торговле невозможны, когда спорят политики. Пример тому - решение арбитража ВТО по спору о транзите украинских товаров через территорию России в Казахстан и Кыргызстан в 2014-16 годах. Всемирная торговая организация признала, что ограничения со стороны России были бы признаны не соответствующими обязательствам в рамках организации, если бы такие меры ввели не во время “чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях”. В общем, отсутствие контроля стимулирует всплеск торговой анархии. Что выгодно и невыгодно всем. Включая и нашу страну.
Нур-Султан |