ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Акимат на рынке Новость дня / События

Мадина Меирманова
В условиях рынка сдерживать рост цен - задача сложная. Однако “невидимая рука” вполне может с этим справиться без административного давления, используя исключительно рыночные инструменты. Другой вопрос, что, имея неплохие возможности, чиновники просто ими не пользуются. То ли от неумения, то ли от нежелания. Как следствие, у нас то гречки не хватает, то пшена с капустой

А ведь власти обладают целым спектром возможностей по сдерживанию чрезмерного роста цен на отдельные виды товаров. И эти возможности вполне укладываются в рыночные правила.
Начнем со стабилизационных фондов.
Сами стабфонды появились в стране в 2007 году после массового вывоза из страны зерновых (в тот год стоимость пшеницы и муки на мировых рынках резко подскочила, и производители с трейдерами воспользовались возможностью неплохо заработать, направив урожай на экспорт). Тогда государство под эгидой Продкорпорации организовало в каждом регионе специальные фонды, куда ежегодно закупали зерно для внутренних нужд. Впоследствии эти стабфонды трансформировали в “места запаса” и других продуктов, входящих в список социально значимых. До мяса, конечно, дело не доходит, но овощи-фрукты и рис с мукой в фондах вполне могут храниться.
Сами стабфонды находятся в управлении акиматов регионов. Другой вопрос, что возможностями этих фондов акиматы если и пользуются, то не особо рьяно, а порой и вообще никак.

 

 

Помнится, еще месяц назад министр торговли Бахыт Султанов докладывал премьеру, что “объем продтоваров в стабфондах составляет всего 45 тысяч тонн, это менее 3 процентов от потребности населения. Для полноценного воздействия на ценообразование на продтовары необходимо увеличить закуп стабфондов до 15-20 процентов от потребности населения”.
То есть рыночные механизмы (в этом случае государство выступает равноправным покупателем-продавцом товаров, но ориентируется на социально уязвимых потребителей) акиматы просто не желают использовать. Правда, причины такого нежелания никто объяснять не спешит. Быть может, потому, что в этом случае у граждан возникнет немало вопросов: куда деваются деньги, которые каждый аким получает из бюджета на содержание стабфондов?
А ведь еще в августе на заседаниях правительства, где в селекторном режиме участие принимают все акимы, докладывали, что ожидается рост цен на ряд социально значимых товаров потребления (СЗТП). В том числе и гречку. Но ни один акимат не удосужился прислушаться и закупить-таки в стабфонд эту крупу. Которая, к слову, только за последний месяц подорожала на треть, а с начала года - на 70 процентов.
Акиматам даже дали “торговые площади” для продажи удешевленных товаров из стабфондов: сейчас в пяти регионах страны “обкатывают” новый инструмент - “оборотную” схему. При этой схеме акимат может выдавать льготные кредиты крупным торговым сетям, а те в ответ продают “выданные” акиматами картошку-морковку и иже с ними по фиксированной теми же акиматами цене, без собственных торговых надбавок. Дело выгодное и первым, и вторым. Тем более что на “оборотную” схему выделяются, в принципе, неплохие деньги. Летом в правительстве сообщили, что на эти цели в Нур-Султане предусмотрено 1,1 миллиарда тенге, в Костанайской области - 300 миллионов тенге, Кызылординской - 380 миллионов тенге, Алматинской - 170 миллионов тенге. В Алматы планируют выделить 1,5 миллиарда тенге.
Вопрос такой же, как и со стабфондами: “Где деньги, Зин?”. Уж не лежат ли они по старой традиции наших нерадивых чиновников на счетах в банках, обрастая процентами и неучтенной в бюджете прибылью для отдельных акиматовских товарищей?
А ведь при грамотном использовании и стабфонды, и “оборотная” схема могут положительно сыграть на “вычесывании” с рынка чрезмерного числа перекупщиков. Они не только ограничивают доступ на оптовые рынки производителям, но и “держат цены” (ценовые сговоры там далеко не редкость). Взять, к примеру, картошку в столице. На поле ее стоимость составляет 50 тенге, а с учетом перевозки в Нур-Султан - 61 тенге, у оптовиков дешевле 80 тенге (накрутка 31 процент) не найти. А дальше начинается вообще самое интересное - накрутки торговых точек. Например, в торговой сети “Астыкжан” надбавка составляет 23 процента (в итоге цена одного килограмма картофеля составляет 98 тенге), торговый дом “Артем” - 25 процентов (100 тенге), магазин у дома на правом берегу Нур-Султана - 38 процентов (110 тенге), магазин у дома на Левобережье столицы - аж 87 процентов (в итоге килограмм картошки продают по 150 тенге).
И это при том, что еще в августе Минторговли приняло правила, в которых черным по белому написано: лимит розничной торговой надбавки на СЗТП - 15 процентов. И следить за соблюдением этих правил, к слову, должны опять-таки акиматы.
Но ни за торговыми надбавками, ни за ограничениями по выплате ретро-бонусов (размер выплат вознаграждений торговым сетям не должен превышать пяти процентов от цены на все продовольственные товары, а на социально значимые выплата ретробонусов не допускается) акиматы не следят. (За это уже делали выговор всем замакимам, но, видимо, без толку.)
В общем, ни один из возможных рыночных (или не очень рыночных) рычагов воздействия на регулирование цен на отдельные, социально значимые продукты акиматы не используют. Но самое главное, что они не рискуют и административно-жесткие меры применять, хотя и это право у них есть - установление предельных цен, когда скачок их превышает 30 процентов.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение