|
Ольга Шишанова, Алексей Комнин Депутаты Мажилиса Парламента РК возмущены действиями сотовых операторов, которые, как оказалось, вот уже несколько месяцев обслуживают казахстанцев по новым тарифам, о которых нигде и никому не было известно
Вот уже несколько месяцев сотовые операторы Activ, Kcell, Beeline работают по новому тарифному плану, согласно которому абонентская плата взимается один раз в четыре недели, хотя ранее ее платили один раз в месяц. В результате каждый пользователь теперь совершит оплату в течение года не 12, а 13 раз. Таким образом, фактически произошло скрытое повышение тарифов на предоставляемые услуги, они поднялись более чем на восемь процентов. Не говоря уже о том, что это весьма немалая цифра, изменения сотовые операторы провели в одностороннем порядке, даже без должного оповещения пользователей. По мнению депутата Елены Никитинской, такое стало возможным в результате ценового сговора операторов, а также слабой конкуренции в этом сегменте рынка. Плюс в результате правового пробела в правилах оказания услуг сотовой связи, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 24 февраля 2015 года №171, в которых пунктом 26 оператору сотовой связи разрешено самостоятельно формировать перечень тарифных планов, акционных предложений, объемы включенных услуг, тарифы, а также условия и сроки их действия. Однако этому правилу противоречит Закон “О защите прав потребителей”, в котором статьей 10 предусмотрено право потребителя на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре, работе, услуге, а статьей 8-1 продавцу запрещено в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса.
Как такое стало возможным? А дело в том, утверждает мажилисвумен, что, “как показывает практика, эти нормы должным образом не работают - реализация прав потребителей затруднена отсутствием соответствующего процессуального механизма. В результате суды отказывают в рассмотрении этой категории дел по чисто формальным основаниям”. Кроме того, хотя правилами об оказании услуг сотовой связи (тот же пункт 26) и предусмотрено, что операторы должны доводить тарифные планы и иные сведения до абонентов доступными им средствами, в действующем законодательстве не установлена административная ответственность за нарушения таких прав пользователей. Любопытен также тот факт, что изменение тарифных планов у операторов произошло практически единовременно. Впрочем, это неудивительно, ведь сейчас на рынке мобильных операторов фактически возникло доминирующее положение компании “Казахтелеком” - под ее контролем находятся два оператора из трех, а это более 60 процентов казахстанского рынка сотовых услуг. Между тем еще в прошлом году Комитет по регулированию естественных монополий, прав потребителей и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК согласовал сделку АО “Казахтелеком” по покупке контрольного пакета акций Kcell. Так что эта ситуация накладывает на Министерство национальной экономики дополнительные обязательства по регулированию рынка. Тем более что введение новых тарифных планов, по самым скромным подсчетам (и за счет потребителей, которым, грубо говоря, некуда деваться), обещает принести операторам дополнительные доходы в размере около 55 миллиардов тенге в год.
Комментарий “НП” Отсутствие механизмов защиты прав потребителей - причина не только этой конкретной проблемы. Будь то испорченный товар в супермаркете и на базаре, некачественная услуга сантехника и автослесаря или, как сейчас, незаконное подорожание услуг монополиста - привлечь их к ответственности крайне сложно. И не только потому, что сопряжено с потерей времени и сил. Мягко говоря, не гарантирован результат. Даже если все доказательства налицо, гражданину - как правило, в правовом плане не шибко грамотному - приходится иметь дело, во-первых, с целой бригадой натасканных юристов крупной компании, а во-вторых, с отечественной судебной системой - не очень-то ориентированной, опять-таки мягко говоря, на разрешение подобных гражданских споров. А с другой стороны, подобные, скажем так, мелкие дела и не должны разрешаться столь хлопотливым способом. Все уже давно придумано. На Западе существуют крупные авторитетные юридические фирмы, которые тем не менее сделали себе репутацию и капитал именно на такой мелкой потребительской тематике. Купил гражданин некондиционный товар, не обменяли (да еще с извинениями, с подарками) - обратился к юристам. Они мало того что быстро и профессионально обеспечат защиту, так еще и не возьмут за нее нисколько. Поскольку их заработок - штрафы с нарушителей. И все счастливы. Покупатель - с нормальной обновкой, юристы - с прибылью, а продавец - потому что научили, как надо впредь работать. Запад, правда, вотчина юристов. Так вроде и у нас их выпускают с избытком. Смогли же в свое время заполонить ими ЦОНы и облегчить гражданский документооборот. (Помните, как раньше паспорт получали? Или машину продавали?..) Почему бы теперь, наконец, не обеспечить давно обещанную потребителям (соответствующим законом еще в 2010 году) защиту прав? А если частной инициативы не наблюдается, то, может, пример подаст государство?..
Нур-Султан |