Мадина Меирманова Правительство решило вернуться к вопросу прогрессивного налогообложения. В том смысле, что богатые должны платить государству больше, чем люди среднего и ниже достатка. Правда, для этого в стране должен все же преобладать стабильный средний класс
Идея введения дифференцированной в зависимости от уровня доходов шкалы налогообложения витает в Казахстане давно. Еще до глобального кризиса 2007-2010 годов Кабмин всерьез задумывался обложить повышенной данью тех, кто “богаче остальных”. Тогда речь шла о введении трех видов налоговых ставок - 10, 15 и 20 процентов в зависимости от уровня заработных плат. Шкала повышенной градации начиналась с 200 и 330 МРП, что было на тот момент эквивалентно 353 и 572 тысячам тенге в месяц (около 3000 и 4800 долларов соответственно). Госцентр по выплате пенсий тогда сообщал, что 98 процентов работающего населения “укладывались” бы в минимальный 10-процентный налог, а два оставшихся процента додавали в бюджет страны около 13 миллиардов тенге дополнительных налогов. Причем налоговая ставка должна была распространяться не на все доходы, а лишь на превышающие установленные границы в 200 и 300 МРП (до удержания пенсионных и других отчислений). Идея эта неоднократно всплывала на повестке дня, но всякий раз откладывалась до лучших времен. То кризис мешал, то девальвации. Сейчас власти вновь “забрасывают удочку”. Видимо, наблюдая за реакцией населения. Министерство национальной экономики рассматривает вопрос введения прогрессивной шкалы по индивидуальному подоходному налогу (ИПН) после введения всеобщего декларирования доходов и расходов (будут поэтапно внедрять в 2021-2025 годы). Видимо, в ведомстве надеются, что через пять лет в стране сформируется устойчивый средний класс и закончится этап непредсказуемого поведения национальной валюты, которое этот средний класс в последние 10 лет постоянно превращает в “ниже среднего”. Если рассматривать уровень зарплат в стране в привязке к доллару, то выяснится, что казахстанцы не стали получать больше. Так, если в 2008 году среднемесячная заработная плата составляла около 500 долларов (около 60 000 тенге), то по итогам первого полугодия 2019 года зарплата составляла 443 доллара, или 168 489 тенге. Так что, разбогатев в тенге почти в три раза, казахстанцы потеряли в пересчете на самую популярную резервную валюту в мире. Кстати, если на “низкую” зарплату в 2008 году гражданин мог купить тонну муки (в розницу), то теперь - чуть больше 716 килограммов.
Так по какому же принципу введут налог на богатство? Вероятнее всего, правительство оставит ключевую привязку к градации - МРП. Если бы дифференцированный налог вводили с нынешнего года, то под него бы попали все, кто получает зарплату выше 505 тысяч тенге (200 МРП), а самую высокую налоговую ставку платили бы получатели свыше 833 250 тенге. Но такой дифференцированный налог “на все, что выше среднего”, коснется далеко не каждого казахстанца. А вот еще одна идея правительства обязательно затронет каждую семью. Дело в том, что Миннацэкономики рассматривает перспективу отмены налога на транспортные средства на автомобили объемом двигателя до трех тысяч кубических сантиметров с переносом суммы этого налога в стоимость бензина. Сейчас самый дорогой налог на авто объемом три литра составляет 26 225 тенге (за восемь месяцев этого года физлица заплатили 29,6 миллиарда тенге налога на транспорт). Всего в стране насчитывается около 3,7 миллиона легковых авто (из них 3,5 миллиона - в собственности физлиц). 3,3 миллиона этих автомобилей имеют объем двигателя ниже 3000 кубических сантиметров. То есть примерно каждый шестой житель страны владеет автомобилем. Кстати, в рамках модернизации налоговой системы правительство подумывает также увеличить акцизы на пиво и пивные напитки как на “социально-вредный товар”. Правда, добавляют, что одновременно увеличат акцизы на дорогостоящий алкоголь. Видимо, чтобы “справедливо” стало.
Нур-Султан |