|
Алан Байтенов Время нынче особое, для Алматы прекрасное. Да вот только этот звенящий и свежий воздух, красивейшая бронзовеющая листва, чистота гор после проливных дождей, вся, в превосходной степени, алматинская осень для многих из нас не существуют. Ибо натыкаемся взглядом и спотыкаемся о новую городскую реальность, которая не всегда радует
Город - материя, живая субстанция, которую надо уметь чутко слышать и исходя из этого принимать решения по управлению. Это чувство дается далеко не каждому руководителю. Однако право направлять, формировать, решать предоставлено многим. Верим, что не случайным людям. У города новая команда менеджеров. Поэтому сейчас самое время пытаться говорить о том, что по-настоящему волнует горожан. Тональность общественного мнения - то, чем должна дорожить любая серьезная команда управленцев. К сожалению, ни один из предыдущих “отрядов” не придавал этому большого значения. Но каждый исправно подчеркивал - обратная связь нам необходима. Однако представители власти всегда придерживались известного только им плана. Обо всех решениях, что важны для горожан, мы узнавали из официальных средств массовой информации. Фактически нас ставили перед фактом: вводят то, организовывают это. Конечно, была реакция. Но она не приводила к решению, как потом часто оказывалось, созданных на ровном месте сложностей. И здесь важно обозначить - есть проекты, которые необходимо планировать и выполнять. Предположим, создание инженерных сооружений в виде мостов, развязок, апгрейд изношенных сетей. Но есть и другие проекты, которые, прежде чем их реализовывать, буквально необходимо выносить на референдум. Например, ликвидация (без попыток модернизации) действующей трамвайной сети или фактически продажа каждой обочины в городе под частную (на 70 процентов) платную парковку. Впрочем, деньги с платной городской парковки, точнее то, кому они принадлежат (городу, раз это общая земля, или частному лицу, раз он поставил туда кассовый аппарат) - это тема для другого разговора. А вот практически полное закрытие одной из крупнейших магистралей города для частного автотранспорта - для этого. Речь о создании BRT (скоростная полоса для автобусов) на улице Тимирязева, что привело и продолжает приводить к убыткам малый и средний бизнеса (он расположен по обочинам), - вот это действительно важно. Ведь очень сложно найти место для парковки и вообще передвигаться в этой локации. Поэтому клиент старается найти альтернативу, пусть более затратную в финансовом плане, но более удобную в транспортном. Конечно, BRT позволяет сделать общественный транспорт более выгодным для города. Но почему за счет интересов других горожан? Нет, мы за BRT категорически - это, правда, удобно. Но найдите решение, минимизируйте убытки. Например, введя особые условия для организации бизнеса в этой зоне - налоги, хорошие тарифы, например, на электроэнергию, воду. Помогите деньгами, сокращением проверок, в конце концов... Несомненно, также стоило хотя бы поинтересоваться у горожан, как они смотрят на то, что лишатся чувства защищенности вместе с правом закрыть доступ нежелательным элементам во дворы жилых домов. Жители, преимущественно центра города, вдруг оказались обнаженными перед всякого рода экземплярами, которые в принципе не принимают элементарных правил совместного существования, а часто и соблюдения закона. “Центровские” дворы, по определению тихие и живописные, буквально за месяц превратились в проходные-проездные и больше напоминают притоны. Но ведь так было не всегда - во-первых, не было платных обочин, из-за которых весь, мягко говоря, не самый морально ответственный люд, не желая платить за час парковки на обочине, ринулся во дворы. А во-вторых, отняли возможность лимитировать доступ в жилую рекреацию, туда, где в безопасности должны проводить время мы и наши дети.
Антисанитария, “малина” буквально расцвели. Приезжие таксисты, которые отдыхают после ночных смен и сцен (нередко с привлечением женщин с пониженной моральной ответственностью), наркоманы, что предпочитают “висеть” в авто, которое припарковано в тенистом дворе, сутенеры, что выбивают у подшефных спрятанные копеечки, ругань, драка из-за карточных игр и лишнего глотка водки - вот дневная картина алматинского двора центрального района города. А есть еще и ночная. Примерно такая же, только с добавлением еще более опасных антисоциальных элементов. Безусловно, этим должна заниматься полиция. Но для жителей было бы проще, если бы все разборки представителей закона и нарушителей происходили за пределами “безопасной зоны”. А ведь она была - огороженный двор с лимитированным доступом. Правда, вдруг кто-то решил, что с преступностью и прочими антисоциальными элементами в городе Алматы покончено - заборы можно убирать. Опять же, может быть, отсутствие заборов - это тоже хорошо. Свободно. Но есть и частные случаи, которые требуют индивидуального подхода. Просили ли жители вернуть им возможность самим решать, кого пускать к себе домой? Причем просили лишь разрешения за свой счет (!) решить эти вопросы, даже несмотря на то, что у них это право, не спросив, отобрали? Конечно. Но это обычные люди, чье мнение, видимо, юридической силы не имеет. Поэтому наличие забора - больше символ крутости и приближенности к верхам. Также возникает вопрос к методике размещения дорожных знаков в некоторых районах города. Привычный код взломан - ввиду организации пеших зон, одностороннего движения на многих улицах города, дорожные знаки, по мнению читателей, сегодня располагаются в хаотичном порядке. Зачастую они расположены на тех опорах, которые не были рассчитаны на новый принцип движения. И знак вроде бы есть, но различим и читаем далеко не всегда. Столь непродуманное решение, по мнению горожан, существенно осложняет жизнь. Только из-за того, что нет эффективного инструмента обратной связи (а может, это обыкновенное игнорирование просьб и мнений горожан?), центр Алматы превращается в бомжатник и прибежище криминала. Закономерно появляются недовольные. При этом муниципальные менеджеры придумывают им все новые прозвища и характеристики - мол, это те, кто вечно всем недоволен. Дескать, посмотрите, им же никто не нравится, ни одна из команд-управленцев этого замечательного города! Результат такого отношения - растущее недовольство горожан. А в целом, насколько вообще разумно своими действиями негативно настраивать, как правило, коренных, интеллигентнейших жителей Алматы, тех людей, которые считают город своим домом и готовы отстаивать его интересы? Может быть, новая команда акима города Алматы все же способна работать по-другому? Иными словами, вдруг специалисты все же найдут возможность не создавать на ровном месте пусть умеренную, но все же оппозицию? То есть постараются вернуть людей, позвать их на свою сторону. Впрочем, эти люди никуда и не уходили - они по-прежнему стоят на страже интересов города, своих интересов. Тогда, может, новым управленцам стоит найти способ выйти из колеи принципов работы прежней городской команды? Вернуться или хотя бы повернуться лицом к горожанам? Или это как-то может противоречить политике государства? Для чего и кому нужны эти излишнее раздражение и напряжение в обществе? Всего-то необходимо вернуть людям чувство защищенности и понимание, что городская власть с ними на одной волне. Очень надеемся, что нынешняя команда не подвержена непонятным комплексам и во главу угла ставит общее дело и законные интересы электората. То есть не испытывает дискомфорта при корректировке курса прежнего менеджмента в тех местах, где это на самом деле необходимо. При этом практика показывает, что некоторые решения действительно существенно облегчают дыхание. Например, изменение расположения велодорожек по улицам Кунаева и Байтурсынова (когда их оставили совершенно логично на одной стороне), что было сделано в рамках программы поддержки бизнеса “Алматы Бизнес-2025”. В акимате так и сказали: “Помимо финансовой помощи предпринимателям оказывают помощь в логистике - инфраструктурными решениями. Так, например, изменение схемы велодорожек по улицам Байтурсынова и Кунаева отвечает логике поддержки МСБ...” Что здесь можно добавить? Только то, что у нас есть еще некоторые места на карте Алматы, где стоит поддержать как бизнес, так и обычных горожан. Надо ли напоминать, что это две чрезвычайно важные категории, на настроение которых обязаны оглядываться “слуги народа”? |