|
Даулет Алтаев В Казахстане планируют ввести тотальный контроль над пересекающими границу автомобилями. Создание специальной базы позволит МВД понимать, в каком регионе, городе большую часть времени проводит владелец этого авто, и в случае нарушения им правил дорожного движения (или других законов) в кратчайшие сроки принимать меры. Необходимость введения такого механизма возникла не просто так. Согласно официальному докладу представителей МВД, в случае нарушения закона обладателями этих автомобилей предъявить обвинение некому. Вроде бы авто есть, но кто несет ответственность - юридически неоднозначно
Мера направлена, в первую очередь, на те автомобили из стран ЕАЭС, которые, пользуясь допусками закона, приобретают соотечественники. Тем самым получая вольность по многим моментам: нет необходимости оплачивать налоги в казну Казахстана, нет необходимости оплачивать таможенные сборы, и, что является главным фактором, в случае нарушения ПДД некому направить штраф. В государственных интересах четко знать подробности пребывания автомобиля с иностранными номерами, иностранным учетом на нашей территории. Однако, как сообщают представители МВД, полной информации относительно “гостей” нет. И поэтому сегодня предлагают ввести довольно простой метод онлайн-регистрации. К сожалению, по каким-то причинам этот полезный во всех отношениях проект пока не воплощен в законе.
“В рамках ЕАЭС нет границ, они открыты, транспортные средства свободно передвигаются”, - отмечал на одном из мероприятий, посвященных теме регистрации авто с иностранными номерами, Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК. И добавил, что, согласно импровизированной базе МВД, которая сложилась сама по себе, владельцы таких авто совершили более 40 тысяч нарушений закона. Это только за минувший год. А вот за пять месяцев 2019 года - уже 41 тысяча! “Нами еще не интегрирована система с другими министерствами СНГ. Водителей на иностранных машинах, которые нарушают правила, мы фиксируем, но в то же время у нас нет их данных”, - отметил министр Тургумбаев. Проще говоря - нет законных инструментов давления на нарушителей закона. Действительно - кому направить штраф с той же автоматической системы контроля над скоростным режимом или над соблюдением правил дорожной разметки? Авто, предположим, прибыло из Белоруссии, Армении, Кыргызстана или России, то есть по-прежнему числится за гражданином одного из перечисленных государств. И как действовать в этом случае? Позволить и далее безнаказанно нарушать закон, можно сказать, поощряя подобное поведение? Ведь именно беспристрастные автоматические системы контроля над соблюдением закона многих из нас сделали и делают законопослушными водителями. Да и вообще ощущение неотвратимости наказания работает на общую безопасность общества. Сегодня же, чувствуя свою безнаказанность, владельцы подобных авто фактически приобретают статус “над” - выше закона и выше общества. А рассказы от представителей инициативных групп о “полицейском государстве”, о “желании контролировать все и всех” в этом случае и есть спекулирование ситуацией и вполне ожидаемая манипуляция понятиями. Похожее мы уже переживали - когда государство стремилось организовать поток автомобилей, приехавших из Кыргызстана. В адрес государства звучали обвинения в крохоборстве и желании пересадить всех на “колченогий отечественный автопром”... А то, что владельцы этих авто, по сути, находились выше закона, на этом инициативные группы предпочитали не акцентировать внимание. Да и вообще очень странно выглядит нежелание законопослушного гражданина (коим представляются владельцы подобных машин) выйти из тени, то есть приобрести официальный, “белый” статус. Это один из аспектов, который необходимо учитывать нашим законотворцам в момент презентации законопроекта. Понятно, что вновь прибывших в случае принятия закона будут регистрировать при пересечении границы. И, например, “привязывать” это авто к человеку, который на тот момент управляет автомобилем. Безусловно, возможен подлог, когда для пересечения границы за руль авто могут пригласить настоящего хозяина, гражданина другого государства. А потом он попросту передаст руль. Навскидку есть такой вариант - введение механизма повторной регистрации через, предположим, месяц нахождения на территории Казахстана. И после этого месяца разрешить уже более длительное пребывание. Это в случае, если речь действительно идет об автомобильном туризме и к нам едут настоящие гости. Другой, не менее важный момент - как реализовать контроль над уже “въехавшими”? На наш взгляд, ради общественной безопасности необходимо создать условия тотального контроля и даже слежки за автомобилями с иностранными номерами. Если в момент остановки за рулем находится гражданин другого государства - принести извинения за потраченное время и пожелать счастливого пути. Конечно же, если он не нарушил закон. Если же за рулем наш соотечественник, то сначала проверить регистрацию, а при ее отсутствии зарегистрировать авто на того, кто в тот момент за рулем, “пробить” по упомянутой базе “40 тысяч нарушений” и при случае наказать по всей строгости закона, не обращая внимания на срок давности. Однозначно будет отпираться. Но для этого необходимо создать очень важный, на наш взгляд, пункт в законе, который примерно должен выглядеть так: “ответственным за все, где “засветился” определенный автомобиль, признается тот, кто в момент остановки сотрудником полиции управляет этим авто”. Ведь начни отбирать машину - хозяин тут же найдется. “Это было до меня!” - так и будут пытаться уйти от ответственности. Ну что же - с приобретаемым автомобилем ты приобретаешь и его историю на свой страх и риск. “Нашли виноватого!” - будет и такое. Да, нашли. Собственно, в том числе ради этого все и затевалось. А вообще необходимо четко обозначить: механизм лишь временной регистрации авто - это очень щедрый подарок от государства. И он не может быть бессрочным. Кстати, ограничение по количеству зарегистрированных машин с иностранными номерами на одного человека, соотечественника, также стоит внедрить. Чтобы как с “резиновыми” квадратными метрами не получилось. |