ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сказка о “золотой полке” Новость дня / События

Мадина Меирманова
Правительство пытается найти рычаги для обуздания цен на социально значимые товары. Впрочем, таких в спецсписке всего 19 штук. Ключевой же вопрос в том, что растут цены не только на лук и картошку с мукой, но и на все остальное. Как заставить производителей и трейдеров “не желать чрезмерного роста прибыли”, особенно в условиях медленной, но упорной девальвации, решали в Кабмине

Контролировать цены в эпоху рыночной экономики государству весьма непросто. Поэтому власти давным-давно решили ограничиться “перечнем социально значимых продовольственных товаров”. Перечень этот периодически трансформируется - то дополняется, то сокращается. И сейчас в него входят 19 пунктов: мука первого сорта, хлеб формовой, рожки, гречка, рис, картофель, морковь, лук, капуста, сахар, подсолнечное масло, говядина, курятина (окорочка), молоко, кефир, сливочное масло, яйца, соль и творог. За цены на все остальное государство по правилам отвечать вроде как и не должно - рынок рулит. Но приходится, потому как не курятиной единой живут казахстанцы.
Поэтому систему госрегулирования цен на товары ежедневного потребления можно разделить на два крупных блока. Первый - собственно социально значимые продовольственные товары. Здесь включаются инструменты госсубсидирования.
Так, на протяжении более десятка лет в регионах существуют так называемые стабилизационные фонды: государство закупает товар на рынке, а затем в период роста цен “выбрасывает” его на прилавки по более низкой стоимости. Правда, есть один нюанс: в условиях бюрократии в стабфонды порой товары закупались далеко не по выгодной стоимости. А потому картошка из закромов родины иногда стоила едва ли не дороже базарного аналога. Но, как сообщил глава Минторговли, недавно социально-предпринимательские корпорации (именно они рулят стабфондами) “получили самостоятельность действий в формировании резервов стабилизационного фонда по времени и количеству закупаемого товара и его реализации”. (Правда, решение о сумме и времени выделения денег на этот закуп все равно остается за акиматами.)
Еще один механизм: договоренность с торговыми сетями продавать через них стабфондовские овощи по фиксированной цене. То есть торговые сети исключают торговую надбавку и продают стабфондовский товар по той цене, которую им укажут, а взамен получают льготные займы от акимата.
Собственно, на этом инструменты по стабилизации заканчиваются. Дальше уже начинаются “институциональные меры”. То есть правила, вводя которые государство как бы помогает отечественным товаропроизводителям продавать свой товар внутри страны и быть при этом конкурентоспособным.

 

 

Первая мера регулирует маржу продавцов: торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары не должна превышать 15 процентов.
Вторая - норма об обязательствах магазинов отдавать треть торговой площади под казахстанские товары и снабжать эту треть вывесками “сделано в Казахстане”. “Акимам областей необходимо провести работу по обеспечению свободного доступа отечественных производителей на полки в торговых объектах и размещению их на самых видных или, как говорят в торговле, “золотых” полках”, - сообщил министр торговли Бахыт Султанов. (Золотые полки - места продаж, расположенные на уровне глаз покупателя на высоте от 1,2 до 1,7 метра.)
В Минторговли считают, что 30 процентам поможет создание сети оптово-распределительных центров (их уже строят в четырех регионах, на очереди - еще столько же). “Система распределительных центров позволит обеспечить взаимные поставки товаров, организовать экспорт казахстанских товаров, транзит товаров из Центральной Азии в Россию и создать единый пул производителей совместно с нашими соседями. Кроме того, позволит обеспечить стабильную поставку продовольственных товаров во все форматы розничной торговли, в том числе в торговые сети, рынки, магазины у дома”, - заявили в Минторговли. Но главное, ОРЦ сократят количество перекупщиков и предоставят производителям качественные услуги по хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов.
Но пока эти центры еще строят, в правительстве признают, что за невыполнение введенных правил торговли отечественными товарами наказать еще никого не смогут. Дело в том, что полномочия контролеров (акиматов и департаментов по защите прав потребителей) за исполнением вышеуказанных норм только разрабатывают и будут включены в проект закона по защите прав потребителей (ЗПП). Там же пропишут и ответственность субъектов внутренней торговли за их нарушение.
Одновременно с новым законом Минторговли намерено подключить к контролю за торговцами и население, предлагая разработать систему слежения за ценами: “Любой гражданин может сфотографировать цену на товар и отправить на специализированный сайт, где сводится статистика. С помощью такой системы в онлайн-режиме можно отслеживать цены на социально значимые продовольственные товары в разрезе регионов и даже конкретных магазинов”.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение