|
Мадина Меирманова Авиационная администрация Казахстана вступила в свои права. С 1 августа вступили в силу поправки в Закон “Об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности авиации”, которыми эта компания наделена надзорными функциями за всем казахстанским небом. Попробуем разобраться, что же это за новая авиация и как она будет функционировать
В конце прошлой недели стало известно, что генеральным директором АО “Авиационная администрация Казахстана” назначен британец Питер Гриффитс. Человек он опытный, ранее руководил департаментом гражданской авиации Министерства транспорта Великобритании, курировал работу Британского государственного агентства гражданской авиации, являлся директором по безопасности полетов и авиационной безопасности в авиакомпании EasyJet Luton. В общем, о безопасности знает все, и даже больше: в разные годы работал на руководящих должностях в Европейской комиссии, был вице-президентом европейского региона Международной ассоциации воздушного транспорта и возглавлял различные коммерческие организации гражданской авиации. В общем, опыта хоть отбавляй.
Но главное - он британец. А за основу функционирования новой казахстанской компании взяли именно британскую модель. Собственно АО “Авиационная администрация Казахстана” (ААК) создали в ноябре прошлого года путем простого переименования (согласно постановлению правительства) другой компании - АО “Казахстанская транспортная лизинговая компания” (ее также преобразовали из АО “КазАвиаЛизинг” в 2009 году, она имела целью обеспечение транспортной отрасли Казахстана современными транспортными средствами посредством использования инструмента лизинга). Британская модель же выражена в том, что контрольно-надзорные функции в области полетов (технический контроль и надзор за соблюдением требований, установленных законодательством об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности авиации), которые ранее выполняло государство, передают в новую структуру. Авиационная администрация юридически будет подконтрольна Министерству индустрии. Однако при этом получает часть функций комитета гражданской авиации, связанных как с контрольно-надзорными полномочиями, так и с выдачей разрешительных документов. За КГА же остается определение государственной политики в области авиации, принятие подзаконных НПА, наложение административных взысканий и тарифное регулирование. Кстати, модель функционирования администрации разрабатывали также с британцами - с Британским агентством гражданской авиации (UKCAAi). Видимо, именно это агентство пролоббировал другой известный британец, активно трудящийся в РК, - гендиректор “Эйр Астаны” Питер Фостер. Скорее всего, тот факт, что отечественный авиаперевозчик за достаточно короткое время смог войти в число лучших авиакомпаний Евразии, стал стимулом продолжать использовать британский опыт в авиации в принципе. Собственно, видимо, Гриффитс именно поэтому возглавил ААК как бывший куратор UKCAAi (работу знает). Главная цель, которая поставлена перед администрацией, - достичь уровня соответствия требованиям ИКАО более 80 процентов. Именно для того, чтобы цель реализовали, у ААК есть карт-бланш на привлечение иностранных специалистов, причем всех уровней. Так, в рамках запуска работы администрации пересмотрели квалификационные требования к авиационным инспекторам. И если наши инспектора не соответствуют этим требованиям, то вместо них привлекают иностранцев. Причем решение по персоналиям принимают совместно с британцами. Есть еще одно направление, которое будет курировать ААК, - безопасность полетов. В последнее время слишком часто стали звучать сообщения о разного рода ЧП как на мелких судах гражданской авиации, так и у крупных авиакомпаний. Теперь за безопасностью и полетов, и в целом авиации будут следить эксперты ААК. Кстати, еще пару лет назад сенатор Талгат Мусабаев заявлял, что потребность в подобном независимом органе, контролирующем безопасность, крайне необходима. “Очень низкий уровень безопасности полетов,” - заявлял он тогда. “В советское время он назывался Госавианадзор и мог осуществлять проверки состояния авиационной техники, летного состава, диспетчерского, инженерного состава всех видов авиации, кроме военной. Ему нужно дать такие права, чтобы он не был подконтролен одному какому-то министерству. Он должен стоять над и проверять авиацию всех родов и видов”, - сказал Мусабаев. Судя по полномочиям ААК, “стоять и проверять авиацию всех родов и видов” авиационная администрация все-таки будет. Хоть и под контролем министерства. В конце концов, именно для этого работать “над качеством” будут иностранцы. Есть еще одна причина, по которой ставку решено делать все-таки на иностранцев. В комитете гражданской авиации в последние годы не утихают скандалы. И за этими распрями на второй план отодвинута, собственно, главная миссия комитета - бдеть за порядком в небе. Несколько лет не актуализировали принятую в 2016 году госпрограмму обеспечения безопасности полетов, в том числе в части внесения в нее всех требований ИКАО по управлению безопасности. Не назначили должностное лицо, ответственное за безопасность полетов гражданской авиации, отсутствовала система обязательных и добровольных сообщений на уровне государства и авиапредприятий и не осуществили переход на упреждающую модель регулирования за безопасностью полетов, когда авиационные власти осуществляют контроль и надзор на основании управления факторами риска. Да и в целом глобальный план ИКАО по безопасности полетов в Казахстане не выполняли. Если вспомнить, что сейчас власти страны нацелены на максимизацию усилий по привлечению инвесторов, открыт МФЦА, куда тоже нужно прилетать бизнесменам, есть планы по активизации развития импортного туризма, то имидж казахстанских авиаперевозчиков должен быть на высоком уровне. (А не попасть в очередной раз в “черный список” ИКАО с запретом полетов в ряд регионов мира.) Видимо, высшие чиновники страны уже не доверяют собственным ресурсам, вот и вынуждены искать другие пути “совершенствования”. И, к великому сожалению, надежда только на высокооплачиваемых, но более порядочных иностранцев. Будем надеяться, что АКК под британским протекторатом все же сможет достичь запланированных 80 процентов соответствия требованиям ИКАО. Причем в предельно короткие сроки.
Нур-Султан |