|
Константин Кочевников Все больше людей в современном мире пользуются индивидуальным транспортом. Впрочем, несмотря на неизбежный каламбур, для этого не обязательно изобретать велосипед. Достаточно адаптировать и применить у себя уже давно обкатанную и прижившуюся в других странах велокультуру. С поправкой на сегодняшний день, поскольку в наше время по городским улицам стали ездить не только на велосипедах. Чаше попадаются их электрические аналоги, включая самокаты, скутеры, гироскутеры, сегвеи, найнботы, моноколеса
Удобно? Конечно! Экологично? Еще бы! Будет ли число обладателей этих компактных устройств, облегчающих перемещение по городу, расти день ото дня? Вне всяких сомнений. Причем не исключено, что вскоре появятся и прокатные станции, где можно будет брать транспорт лишь на время или всего на одну дистанцию, например, от дома до офиса. Лишь несколько нюансов, которые возвращают необузданный оптимизм в русло рациональных рассуждений. Во-первых, выделенные для этого вида транспорта полосы передвижения даже в больших городах есть далеко не везде. Проложены они преимущественно по главным проспектам и прогулочным зонам, при этом занимают часть пространства, прежде предназначенного для пешеходов. Во-вторых, там, где нет выделенных линий, жокеи электрических платформ часто используют обычные тротуары, по которым ходят пешеходы. А это порой приводит к столкновениям и травмам. В-третьих, ежедневно в городе происходит немало мелких инцидентов, когда ездоки сталкиваются с автомобилями, получают травмы сами и повреждают чужое имущество. И никаких правовых последствий это не имеет, поскольку водитель по привычке воспринимает этих людей как пеших участников движения. Во всяком случае, любой водитель понимает, что в отличие от оппонента он находился в автомобиле. А это достаточно защищенное и безопасное пространство, если сравнивать эти условия с теми, в которых по отношению к водителю автомобиля находятся мотоциклист, велосипедист или пешеход. Поэтому даже при очевидном нарушении со стороны самокатчика большинство водителей предпочитает не привлекать дорожных полицейских к разбору неприятного эпизода. А то еще и сами готовы немного приплатить незадачливому катальщику, чтобы тот поскорее отправился восвояси.
Согласитесь, так быть не должно. И что-то подсказывает, что с увеличением числа таких участников дорожного движения инцидентов будет все больше. Сейчас мы с вами оказались лишь в самом начале этого процесса. Поэтому рациональным было бы уже сегодня разработать систему взаимоотношений между пешеходами, водителями привычных видов транспорта и новых средств передвижения. В новом летнем сезоне остро почувствовали проблему в Москве, где в разы увеличилось число случаев получения травм пешеходами от столкновения с жокеями электросамокатов. Дело в том, что на рынок зашли современные модели, которые легко развивают скорость движения до 40 километров в час с кратковременным повышением скорости и до 60 километров в час! Только представьте столкновение с таким несущимся по тротуару лихачом. Власти Москвы вынуждены были запретить использовать для езды на самокатах тротуары, пешеходные зоны бульваров, скверов и парков. Также поставили вопрос перед разработчиками и продавцами электротранспорта о техническом перевооружении, которое бы не позволяло развивать высоких скоростей. И хотя проблема пока сохраняет актуальность, ее, по крайней мере, заметили и ищут выход. Что касается наших реалий, то они отличаются от московских только масштабом. В остальном все совершенно сходно и также требует решений. Часто приходится наблюдать, как велосипедисты-самокатчики пересекают проезжую часть по пешеходным переходам. Водителям автотранспорта известно из утвержденных и действующих Правил дорожного движения, что при пользовании “зеброй” велосипедист обязан спешиться, чтобы стать пешеходом. Если же он продолжает использовать свое транспортное средство в этом случае, то грубо нарушает, по меньшей мере, два пункта правил: двигается на запрещающий сигнал светофора, да еще и по пешеходному переходу. Но кто когда оштрафовал таких велосипедистов? Единичные случаи. Для тех владельцев механических и электрических платформ, кто передвигается по дорогам общего пользования, следовало бы предусмотреть наличие государственного номерного знака - как на автомобиле или мотоцикле. С привязкой к личному номеру ИИН или ИИН родителей, опекунов или других ответственных лиц в случае несовершеннолетия “наездников”. Чтобы передвижение без такого знака было невозможным и приравнивалось к серьезному нарушению, влекущему приличный штраф. Наличие знака и риск наскочить на административную ответственность стимулировало бы учить и соблюдать правила лучше всяких экспресс-курсов по знакомству с ПДД. И неприятных инцидентов стало бы гораздо меньше. Все катались бы без суеты и в свое удовольствие. Нужно лишь поработать в этом направлении. Например, поручить дорожным патрулям хотя бы месяц с особым пристрастием последить за передвигающимися на самокатах и прочих индивидуальных платформах. И в случае выявления нарушений безоговорочно привлекать к ответственности. Эффект не заставил бы себя ждать. И правила бы изучали самостоятельно, и нарушать их опасались. А дорожные полицейские могли бы себе в актив записать целый комплекс профилактических мер на дорогах. Не далее как во вторник заместитель председателя комитета административной полиции МВД Алибек Кенесбаев провел брифинг для журналистов, где разъяснил, что электросамокаты уже приравняли к мопеду. И согласно закону их владельцы теперь не должны передвигаться по пешеходной зоне. “Мы привыкли в обиходе называть самокаты, на самом же деле если вы посмотрите техническую характеристику производителя - а самокаты у нас все завозятся из-за рубежа, то увидите, что они все выпускаются как электрические скутеры! - сказал офицер. - В нашем законе о дорожном движении прямо написано, что скутеры приравниваются к мопедам. Соответственно, указанные правила распространяются и на тех, кто управляет электрическими самокатами. Согласно ПДД лицам, управляющим мопедами, в том числе самокатами, разрешается двигаться по велодорожке, велосипедной полосе движения, и если отсутствуют таковые, то по краю проезжей части, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств. В темное время суток есть требования в отношении мопедов, и эти требования распространяются и на е-самокаты: должны быть включены фары и габаритные огни”. Кенесбаев признал, что сейчас получение прав для управления и мопедами, и е-самокатами не требуется. Наличие водительского удостоверения категории А1 обязательно для управления мотоциклом. Пока также нет контроля технического состоянием самокатов. “В этой части мы будем вырабатывать меры и регулировать этот процесс. Мы вопросы изучаем с учетом международного опыта. С этой проблемой столкнулись не только в Казахстане, она возникла и в других странах. К примеру, во Франции возник вопрос о регулировании эксплуатации е-самокатов. Там вырабатываются меры по их регистрации и выдаче удостоверений на право управления. Мы же, с учетом мнения общественности и госорганов, с учетом того, что мы находимся в Таможенном союзе и у нас классификация транспортных средств идет согласно техрегламента ТС, будем вырабатывать такие меры сообща, с учетом того, что находимся в ТС”, - заключил спикер. И напомнил, что согласно нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность “иных участников дорожного движения”. Она квалифицируется по части 1 статьи 615. В случае нарушения ПДД иными участниками дорожного движения (ими как раз и являются водители мопедов и е-самокатов) - они привлекаются к штрафу в размере двух МРП. |