|
Даулет Алтаев В Казахстане планируют открыть центр учета ставок - государственный орган, через который будет проходить вся информация о букмекерских ставках, о ставящих и коэффициентах. Министерство культуры и спорта Республики Казахстан разрабатывает соответствующий законопроект. Причины введения такого механизма - борьба с игроманией (лудоманией) и вывод букмекерского бизнеса из тени. Ведь, по имеющимся данным, реальный доход букмекерских контор сегодня может быть занижен почти в 10 раз!
Министерство культуры и спорта не скрывает своего негативного отношения к существующей системе учета доходов букмекерских контор. “Хронической проблемой игорного бизнеса является тяготение букмекерских контор к теневой экономике. По официальным данным комитета по статистике, объем услуг по организации азартных игр и заключению пари за 2017 год по всему Казахстану составил 15,5 миллиарда тенге. В то же время, по неофициальным данным, оборот только одной крупной букмекерской конторы может достигать нескольких сотен миллиардов тенге в год. Таким образом, официально декларируемый оборот букмекерских контор может быть занижен почти в 10 раз по сравнению с реальным оборотом”, - это цитата из сообщения, опубликованного на официальном сайте Министерства культуры и спорта. По сути, это публичное подозрение в нарушении закона - сокрытии доходов и неуплате налогов. Однако Ассоциация букмекеров Казахстана предпочитает по этому поводу не распространяться - во всяком случае, иска с их стороны относительно возможной клеветы, а следовательно, защиты чести и достоинства всех букмекеров Казахстана в отношении упомянутых министерства и комитета не поступало.
Чем же объяснить такую кротость? Независимые эксперты как бы намекают - деньги любят тишину... Впрочем, непонятна также и позиция проверяющих финансовую деятельность органов - если есть публичное подозрение на “кражу денег из бюджета страны” (как еще назвать сокрытие налогов?) со стороны авторитетных коллег, почему до сих пор не инициировали масштабную проверку? Так что же собой представляет этот механизм контроля над деятельностью букмекерских контор, который принято называть центром учета ставок (ЦУС) и который, надо сказать, очень не нравится казахстанским букмекерам? Согласно определению в законопроекте, ЦУС - это “совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей связи к аппаратно-программному комплексу организатора игорного бизнеса, и обеспечивающая регистрацию, учет ставок на пари, получение, хранение и учет информации об участнике пари, о коэффициентах на варианты исхода пари, об исходе события, о выигрыше и выплате по нему”. Фактически такая машина, которая в курсе всех дел букмекеров, а также тех, от кого поступают ставки. К слову, сопротивление внедрению такого механизма контроля может исходить в том числе и от самих игроков. Ведь ЦУС - это лишь часть объемной системы государственного проекта борьбы с дьяволом игромании - появление единого реестра игроков, привязка ставок к личности позволят вводить ограничения на игру для таких лиц. В том числе и по требованию родных и близких. Не говоря уже о четком контроле над тем, чтобы ставки принимали лишь у совершеннолетних игроков. А то и только с 21 года, что помимо всего прочего предлагает упомянутый законопроект. Ведь, как мы понимаем, иллюзорная возможность получать легкую прибыль и якобы поддержка спорта - это всего лишь яркая вывеска необъятной индустрии азарта, на которую чаще всего “ведутся”, так скажем, неокрепшие умы. Причем статистика показывает, что основные клиенты тотализаторов в Казахстане - лица моложе 35 лет. Статистику приводят центры реабилитации и борьбы с лудоманией. Конечно же, можно предположить, что эта мера заставит уйти некоторых букмекеров в подполье. Но ведь так говорили и о казино, когда планировали переводить их в специальные зоны. А ведь играть-то стали меньше - по крайней мере, существенно снизилась доступность соблазна. При этом букмекеров из городов никто не выгоняет, им предлагают лишь вести бизнес открыто и на ладони - это, согласно документам, всего лишь дополнительный сбор информации. “За прошедшие 13 лет осуществления деятельности на основе Закона “Об игорном бизнесе” ни отдельные букмекерские конторы, ни их объединения не предприняли действенных мер по прекращению или хотя бы ограничению эксплуатации психического заболевания граждан (игромании) в целях “наживы”. Сложно применить иное слово к такого рода деятельности”, - отмечают в том же документе. Между тем с таким положением дел букмекеры, понятное дело, не согласны. В ряде отечественных СМИ то и дело появляются материалы, опубликованные вроде как от имени представителей букмекерских организаций. Лейтмотив заявлений следующий: для чего государству и конкретно Министерству культуры и спорта вводить дополнительный механизм контроля над деятельностью букмекерских контор? Ведь уже есть программно-аппаратные комплексы, которые рассказывают департаментам государственных доходов о подноготной этого бизнеса. Но, по всей видимости, у государства остаются вопросы, раз появляется необходимость введения дополнительного механизма учета поступающих средств. При этом государственные органы призывают не реагировать на спекуляции относительно “закручивания гаек бизнесу”. Мол, да, игорный бизнес является также источником доходов для бюджета. Но эта отрасль не является высокотехнологичной, что работало бы на имидж Казахстана и могло бы привлечь международные инвестиции. Следовательно, дополнительное регулирование, сбор информации сильно не отразятся на благосостоянии бизнесменов, занятых в этом направлении. Но при этом существенно сократится объем так называемых отмываемых доходов, поступающих из неустановленных источников. “В этой связи доводы оппонентов о неэффективности, неправомерности или затратности такой меры (создание программно-аппаратного комплекса. - “НП”) являются лишь попыткой отвлечь внимание общественности от сути вопроса”, - комментируют ситуацию в пресс-службе Министерства культуры и спорта. P.S. Представители ассоциации букмекеров также рассказывают о намерении обогатиться за счет уже работающего бизнеса. Это в случае, если центр учета ставок по каким-то причинам вдруг поменяет форму собственности и станет частным. На наш взгляд, это примерно то же самое, что и опасения относительно приватизации любой из государственных фискальных структур. Впрочем, гарантий тоже нет. И государству, если действительно эти поправки являются борьбой за прозрачность, необходимо установить ограничение на частную форму собственности для такой организации. Но это как бы само собой разумеется - иначе законопроект не пройдет экспертизу по части коррупционной составляющей. Известно, что обсуждение поправок в Закон “Об игорном бизнесе” идет с конца 2018 года. Но никак не удается принять по поводу центра учета ставок окончательного решения. Интересно, как с этим проектом поступит новая команда Министерства культуры и спорта? “НП” продолжит следить за развитием ситуации. |