|
Мадина Меирманова В правительстве раскручивают новый “термин”. Теперь в тренде уже не глобальные кластеры и системные решения, а “экономика простых вещей”. Впрочем, простые вещи сделать очень непросто
“Экономика простых вещей” - это, по сути, малый и средний бизнес, занятый в производстве товаров народного потребления: одежды, обуви, изделий из пластика, мебели, бытового инвентаря... Это не требует строительства гигантских заводов и супермаркетов, и можно производить там, где люди живут: в больших городах и маленьких поселках. Но вся эта простая экономика - очень сложное дело. Так, например, для производства обуви или пошива одежды требуется не только желание и умельцы, но и развитие производства базового сырья: шерсти, хлопка и кожи. И все это - требуемого качества. Чтобы собирать мебель, нужно производство качественного субпродукта (ДСП, МДФ, дерева и всех запчастей). То есть для того, чтобы сделать одну простую вещь, необходимо отладить целую цепочку производств. А это большие труды и большие затраты. Собственно, именно поэтому ранее имевшиеся производства остановили и заменили более дешевым импортом (в части бытовых товаров преимущественно из КНР). Когда стоит задача поднять собственную экономику, чаще всего берется курс на импортозамещение. И в первую очередь замещают самое востребованное на внутреннем рынке: продовольствие, товары для быта, одежду. В Казахстане, где новый виток индустриализации перешел с глобального уровня на бытовой, насчитали около 250 промышленных товаров, которые ежедневно используют казахстанцы, и производство которых решено развивать внутри страны. Двести пятьдесят конечных товаров. А это значит, поддержка будет оказываться как минимум тысяче промежуточных производств (начиная от сырья). Государство запланировало на программы льготного кредитования таких “простых вещей” потратить 600 миллиардов тенге, из которых 400 миллиардов уйдут на обрабатывающую промышленность и услуги. “Это позволит запустить производство почти 250 промышленных товаров, которые ежедневно используют казахстанцы, и значительно снизить долю их импорта”. И доля эта весьма значительная: с 59 до 37 процентов. При этом создадут 16 тысяч новых рабочих мест, и на 1,1 триллиона вырастут налоговые поступления.
Впрочем, кроме льготного кредитования бизнес ждет еще масса преференций от государства. Внесены законодательные поправки в части внедрения инструмента гарантирования и увеличения размера финансирования пополнения оборотных средств с 30 до 50 процентов. “Ожидается, что указанные изменения позволят получить поддержку более 150 предприятиям на сумму 270 миллиардов тенге, создать более 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления на 38 миллиардов”, - заявил вице-премьер Женис Касымбек. Правительство уже отобрало около 900 проектов, заслуживающих “особого внимания”. Сумма этого внимания (в части льготного кредитования) превышает запланированные 600 миллиардов - стоимость потенциальных проектов составляет 720 миллиардов тенге. Из отобранных 41 проект уже получил 25 миллиардов кредитов. Еще 111 уже поступили на рассмотрения в БВУ с заявкой на 126 миллиардов. По данным Касымбека, наибольшую активность в финансировании проектов “экономики простых вещей” проявляют предприниматели из сферы пищевой промышленности (макароны, мясные изделия, конфеты), АПК (мясо, фрукты и овощи), легкой промышленности (куртки, костюмы, блузки, обувь, постельное белье) и сферы услуг (гостиницы, детские сады, оптово-распределительные центры). К слову, сейчас правительство прорабатывает планы по снижению процентной ставки по кредитам для предпринимателей, работающих в рамках программ “экономики простых вещей”, и намерено ввести льготный период по этим кредитам (треть срока займа). По словам Касымбека, это “предоставит предпринимателям, получившим кредит на новое производство, время для вывода своего предприятия на полный цикл производства”. Судя по всему, переориентирование властей с экспортоориентированных отраслей на обеспечение внутреннего рынка отечественными товарами является началом большого пласта работы по стимулированию “производительных” МСБ. А глядя на опыт других стран - и самой эффективной ступенью к отходу от сырьевой экономики. Ведь, по сути, именно “экономика простых вещей” позволяет поддерживать экономику государства на плаву в эпоху мировых кризисов. Если, конечно же, отечественные простые вещи не уступают в качестве и цене импортным аналогам.
Нур-Султан |