|
Мадина Меирманова
Казахстанские власти объявили очередной пакет мер, который должен стать стимулом для роста предпринимательства
В стране уже давно и настойчиво пытаются создать режим наибольшего благоприятствования для предпринимателей. Налоговые амнистии/каникулы и относительно (соседей) низкая налоговая нагрузка, в принципе, служат неплохим стимулом. Однако это больше привлекает иностранцев, нежели отечественных бизнесменов. Для своих же большим препятствием несколько лет назад назвали чрезмерное присутствие государства в экономике. Многочисленные АО, ТОО, ГКП и ГКПХ с госучастием раздули квазигоссектор, потеснив частный бизнес из многих отраслей экономики. Массовая приватизация, которая, к слову, продолжается до сих пор, стала, скорее, не высвобождением ниш для частников, а избавлением государства от балласта: очень много продававшихся объектов существовали исключительно на бумаге. Впрочем, кое-что из продаваемого рассчитано и на привлечение денег в экономику, и на приток крупных инвесторов (65 топ-объектов, среди которых доли в КТЖ, КМГ, Казатомпроме и других). Правда, ликвидируя и продавая одни госкомпании, государство тут же плодит следующие. Разумеется, под предлогом гиперважности для страны.

И вот президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета национальных инвесторов объявил мораторий на создание новых государственных компаний. “Мы должны четко определиться с границами государства в экономике, - сказал он. - В непростые времена государство всегда брало на себя бремя поддержания экономического роста. Нельзя забывать, что системная конкурентоспособность экономики формируется за счет частного бизнеса. Именно поэтому поставили задачу довести долю государства в экономике до стандартов стран ОЭСР (15 процентов против примерно 30 процентов сегодняшних. - “НП”). Это даст толчок частным инвестициям и развитию МСБ”. Президент поручил до 1 сентября провести ревизию всех разрешенных видов деятельности для госкомпаний и внести предложения по их сокращению. А заодно объявил мораторий на создание новых государственных компаний в экономике. Судя по заявлению, нас ждет еще одна волна приватизации. И, видимо, теперь госкомпании в очередной раз передадут все непрофильные компании в частный сектор. Например, многочисленные зоны отдыха, расплодившиеся в собственности крупных нацкомпаний в виде дочек, внучек и правнучек. Можно, конечно, все это продать. Но, как говорят сами эксперты, доля государства в экономике от этого не уменьшится. Хотя бы просто потому, что все проданное будет продолжать сидеть на госдотациях и инвестициях. Взять, к примеру, государственно-частное партнерство, которое активно развивается в последние годы. Токаев, к слову, поручил “более качественно раскрывать” его потенциал. Единственный плюс от подобного сотрудничества для государства при строительстве (например, социальных объектов - детских садов, школ, больниц) - это рассрочка нагрузки на бюджет при получении объекта одномоментно. Но отнюдь не исключение бюджетных затрат на это строительство. Правда, президент решил, что при реализации новых ГЧП-проектов в инфраструктуре, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве пора обеспечивать возвратность инвестиций не из бюджета, а из других источников. “Необходимо, чтобы возвратность инвестиций обеспечивалась не только и не столько за счет выплат из бюджета, а большей частью за счет тарифов, платных услуг и других рыночных инструментов”, - поручил Касым-Жомарт Токаев. Получается, президент не исключает изменения тарифов, если в указанные сферы все-таки придут частные инвесторы. Пока одной рукой государство расширяет поле применения сил бизнеса через массовую приватизацию, другой оно продолжает поддерживать предпринимателей финансово за госсчет. Но! Предлагает изменить подходы к софинансированию. Для начала “провести системный анализ эффективности мер государственной поддержки по всем программам” правительству и НПП “Атамекен”, затем, до октября, внести предложения по новым подходам к господдержке “с учетом встречных обязательств бизнеса”. По словам Токаева, надо обеспечить постепенный переход на горизонтальные и косвенные меры поддержки бизнеса. Что же касается кредитования, то здесь проблема покрупнее. Из 600 миллиардов тенге, выделенных из бюджета на льготное кредитование бизнеса, до предпринимателей дошли пока только 13 миллиардов (на 28 проектов). То есть или бизнес предлагает “невкусные” проекты, или банки чрезмерно завышают требования. “Можно сказать, что этот процесс пущен на самотек”, - высказался президент. И поручил правительству активизировать работу с банками и НПП “Атамекен” по доступному кредитованию. Доступ к финансам - важный вопрос. Потому как касается в первую очередь малого и среднего бизнеса, на который, как на важного налогоплательщика, делают акцент в любой экономике. По планам в Казахстане доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна подняться с нынешних 28 процентов до 35 к 2030 году и до 50 процентов к 2050 году. Впрочем, Токаев призывает не ждать этих сроков и уже к 2025 году довести долю малого и среднего бизнеса в экономике до 35-40 процентов. А чтобы было кому в нем работать, дал задание до 2025 года обучить 10 тысяч специалистов для ключевых отраслей, необходимых для развития “Индустрии 4.0”.
Нур-Султан |