|
Алла Иванилова В последние годы в Казахстане увеличилось привлечение инвестиций через государственно-частное партнерство, особенно в сфере здравоохранения и образования. Однако есть еще некоторые шероховатости, которые чиновники намерены устранить
Активизация сотрудничества государства и бизнеса дает свои плоды. В экономическом выражении - это вклад в рост ВВП на уровне 0,2 процента. По состоянию на 1 мая текущего года в стране общее число проектов ГЧП составляет 1285 на сумму 2,9 триллиона тенге. В том числе уже заключили 548 договоров на сумму 1,5 триллиона, на стадии подготовки находятся 737 проектов. Наибольшее количество приходится на сферы образования, здравоохранения, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, культуры и спорта. В частности, в сфере образования сегодня реализуют 271 проект ГЧП. Основная доля приходится на дошкольное направление. В результате с 2013 года количество частных детских садов возросло с 1045 до 3640, а по итогам 2018 года охват детей дошкольным образованием в возрасте от трех до шести лет составил более 95 процентов, из них около 40 процентов мест предоставляют частному сектору. В Министерстве образования и науки подсчитали, что, привлекая бизнес, государство сэкономило около 615 миллиардов тенге, поскольку для охвата 307 тысяч детей требовалось бы построить более одной тысячи новых детсадов. Сейчас бизнесмены начали строить школы, что особенно актуально, учитывая, что в стране функционируют 31 аварийная школа, 128 школ с трехсменным обучением, а дефицит ученических мест составляет 196 тысяч. При этом государство не намерено уповать только на “частников”, которые, впрочем, не горят желанием совместно строить школы. До сегодняшнего дня в рамках ГЧП построили и открыли лишь одну школу на 100 мест в населенном пункте Таскешу Толебийского района Туркестанской области.
В образовательном ведомстве предлагают изменить традиционный подход планирования расходов республиканского бюджета на строительство школ. В частности, планировать исходя не из объектной заявки акиматов, а учитывая норматив на одного ученика в регионе. Таким образом, акимы будут самостоятельно планировать с учетом своих миграционных потоков. “Деньги те же, но эффективность, ответственность и контроль будут выше”, - констатировала министр образования Куляш Шамшидинова. Также на школы планируют распространить опыт программы “Балапан”, когда частное лицо самостоятельно строит здание, а государство размещает госзаказ. При этом в течение восьми лет после ввода в эксплуатацию школе выплачивают амортизационный компонент в размере 242 тысячи тенге (96 МРП) за каждого ученика, обучающегося в ней. Но при условии наложения запрета на изменение целевого назначения. Далее школа остается в собственности частного лица. По данным ведомства, в результате создания таких условий в Казахстане уже открыли 15 новых частных школ, что позволяет сократить дефицит ученических мест уже на пять тысяч мест. До конца года еще откроют 18 школ на 4700 мест. Также акимат города Нур-Султана подписал восемь меморандумов с частными инвесторами по строительству частных школ. Всего до конца 2021 года планируют построить новые частные школы с численностью не менее 40 тысяч ученических мест. В рамках государственно-частного партнерства в сфере технического и профессионального образования планируют передачу в доверительное управление колледжей крупным предприятиям, а также развитие дуального обучения. Кроме того, механизм ГЧП успешно применяют в строительстве студенческих общежитий. Уже в текущем году вместо запланированных пяти тысяч введут более девяти тысяч мест. Что касается здравоохранения, то за последние три года регионы заключили 111 договоров ГЧП на общую сумму 52 миллиарда тенге. На стадии проведения конкурсных процедур находятся еще 93 проекта, на стадии разработки - 83. Преимущественно реализуют проекты по строительству и эксплуатации объектов амбулаторно-поликлинической службы, а также по оснащению медицинской техникой. Для первых предлагают использовать модель “сервисного ГЧП” с оплатой тарифа за медицинские услуги, а также контракты с возмещением инвестиций в случае передачи объекта в государственную собственность. До конца июня этого года на основе актуализированных региональных планов развития утвердят Единый перспективный план развития инфраструктуры здравоохранения РК до 2026 года. Но уже сейчас согласно потребностям в регионах до 2025 года необходимы инвестиции в размере более 1,3 триллиона тенге. В этой связи Министерство здравоохранения планирует внесение изменений в законодательство для реализации проектов ГЧП по инфраструктурной модели с учетом международного опыта. В частности, изучен опыт Турции, где частник сам строит объекты, и после их ввода в эксплуатацию государство возвращает вложенные средства посредством платы за доступность в течение 25 лет и оплаты немедицинских услуг, оказываемых частным партнером. Инвестору гарантирована защита от валютного риска и инфляции, а также минимальный объем услуг на уровне 70 процентов от проектной мощности. “Анализ, предоставленный турецкой стороной, показал, что по сравнению с государственным строительством объекты создают в срок, качество и их оснащение соответствуют современным требованиям, обеспечивается бесперебойное обслуживание всех процессов больницы. Оплату по контракту осуществляют с учетом выполнения частным партнером 600 качественных индикаторов. Эта схема является наиболее распространенной в мире, так как позволяет распределить риски сторон”, - отметил министр здравоохранения Елжан Биртанов. В целом для активизации бизнеса и в целях упрощения процедур законодательно предусмотрен новый инструмент - программное государственно-частное партнерство. Теперь процедуры ГЧП можно предусмотреть в отраслевых государственных программах. Так, уже в рамках госпрограммы развития образования на 2016-2019 годы реализуют проекты по строительству общежитий вузов и колледжей. Помимо этого планируют создать “Фабрику готовых проектов”, где в открытом доступе для потенциальных инвесторов разместят планируемые и реализуемые проекты в едином формате и в единой базе. Кроме того, происходит имплементация последних рекомендаций международных экспертов. Совместно с зарубежными экспертами прорабатывают законодательные поправки по снижению валютных рисков, предоставлению международного арбитража для крупных проектов, расширению возможностей для консорциумов, упрощению процедур возмещения затрат частного партнера.
Нур-Султан |