|
Алла Иванилова Недавно, выступая на совещании с руководящим составом Министерства внутренних дел, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал работу полиции в отношении наркопреступности. В частности, сегодня наркотики доступны даже подросткам, а их завуалированную рекламу можно найти в каждом спальном районе
Наркодилеры с каждым днем придумывают новые методы распространения своего товара. Если раньше реализаторы для продажи использовали номера сотовых телефонов, то теперь по ним их легко вычислить. Этот метод устарел, и ему на смену пришел интернет. Сегодня 90 процентов синтетических наркотиков распространяют через социальные сети. Онлайн-магазины предлагают широкий ассортимент, и даже есть различные акции и розыгрыши с “призовой дозой” победителям. Помимо этого для рекламы используют городское пространство. На стенах домов, заборах, асфальте можно встретить трафаретную рекламу с непонятными символами. Для незнающих людей это лишь набор букв, но для сведущих - зашифрованное выражение, ссылка на сайт или канал, зачастую в Telegram, где можно приобрести “дурь”. Многие проходят мимо такой рекламы, не обращая внимания. Но именно такое, казалось бы, простое оповещение самое эффективное. “Достать и купить наркотики стало легче. Любой подросток может это сделать через интернет. Так называемые ссылки на специальные сайты, QR-коды с выходом в интернет-магазины можно найти на стенах домов и заборах наших городов”, - констатировал президент страны и не исключил, что в этом замешаны полицейские. “Это отлаженный криминальный бизнес. Отсюда возникают домыслы об участии правоохранительной системы”, - отметил Токаев, поручив правительству и парламенту на законодательном уровне ужесточить наказание за распространение наркотиков и “взять на вооружение не только оперативные меры, но и весь современный технологический арсенал”. Проблема с наркотиками всегда стояла остро, но именно сейчас сам “продукт” и механизмы его реализации вышли на очередной - “технологический” - уровень. Наркодилеры ушли в онлайн-зону, а там с ними бороться сложнее. Тем более что сервера интернет-ресурсов находятся далеко за границей. Все выглядит примерно так: посредством интернета либо мессенджера принимают заказ, через QIWI-кошелек осуществляют оплату, после чего покупателю сообщают адрес “закладки” с картой, навигацией и подробным описанием места. Продавец и покупатель друг друга не знают и не видят. Это так называемый бесконтактный метод. В этом-то и заключается одна из главных проблем полицейских. В качестве курьеров для закладок выбирают подростков, которые уже сами зависимые и нуждаются в деньгах на новую дозу. И хотя “закладчики” рискуют попасть в тюрьму на срок от пяти до 20 лет, это их не останавливает. “Рекламщиков” вербуют другими способами - хорошим заработком. Для такой работы нужны всего-навсего трафарет и баллончик: поставить граффити на нескольких десятках домов - и “легкие деньги” в кармане. Полицейские борются с наркобизнесом, блокируя сайты и каналы в мессенджерах. Сейчас ловят только тех, кто покупает наркотики, продавцы же остаются неуязвимы. В этой связи МВД совместно с Министерством финансов предлагает ввести запрет на анонимные платежи. Эту инициативу для рассмотрения направили в Национальный банк. Если примут положительное решение, Министерство внутренних дел намерено разработать необходимые поправки к Закону “О платежах и платежных системах”, который сейчас позволяет осуществлять анонимные платежи на сумму до 240 тысяч тенге. Если их примут, это позволит Минфину следить, кто и кому перечисляет денежные средства, а полицейским привлекать к ответственности продавцов.
Но как с городских улиц убрать рекламу онлайн-магазинов по продаже наркотических средств? Те, кто рисует такие граффити, крайне осторожны и делают это в таких местах, которые не попадают в обзор камер видеонаблюдения. Если же “художники” попались с поличным, то им чаще всего грозит лишь штраф за мелкое хулиганство и нарушение правил благоустройства города. Хотя согласно статье 423 Кодекса РК об административных правонарушениях под незаконной рекламой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать деятельность физических и юридических лиц по распространению и размещению в любой форме, с помощью любых средств информации, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие и инстинкты человека, формирует или поддерживает его интерес к наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам. Такие действия караются штрафом от 150 до 700 МРП. Но порой сложно доказать, что это реклама наркотиков, так как продавцы тоже не дремлют и сразу же прикрывают лавочку - ссылка становится не рабочей. Между тем синтетические наркотики, которые сегодня продают в интернет-магазинах, считаются наиболее опасными, поскольку они дешевые и в малой дозе сильнее оказывают воздействие на человека. В их составе синтетические амфетамины, которые заставляют работать организм вдвое быстрее, устраняют усталость, мгновенно воздействуют на мышление, но разрушают мозг. Их токсичность в десятки раз сильнее всех вместе взятых “природных” наркотиков. Отсюда и различные психические и психологические расстройства, которые развиваются быстро, в течение двух-трех месяцев регулярного употребления, - бессонница, галлюцинации, фобии, агрессия, панические состояния, повышенная тревожность, мания преследования, тяжелая депрессия вплоть до суицида. Потребность в новой дозе становится мгновенной. Употребляющие “синтетику” быстро деградируют, теряют вес и память. Причем определить наличие наркотика в крови или моче невозможно. Выявить эти вещества в организме можно только с помощью газовой хроматографии волос. Это значит, что теоретически потребляющий “синтетику” может получить любой документ, требующий справки об отсутствии наркотической зависимости. К примеру, водительское удостоверение, поскольку экспресс-тесты, используемые в автоЦОНах, просто не выявят этот вид наркотика.
Полицейским пока приходится уповать на сознательных горожан. Помимо участковых привлекают рабочие группы, молодежные организации, которые отслеживают ситуацию вместе с владельцами административных зданий и представителями КСК. Неравнодушные граждане также звонят и сообщают о местах трафаретной рекламы. Борцы с этим явлением закрашивают надписи либо смывают их растворителем. Но это равносильно борьбе с ветряными мельницами. На улице появляется новая реклама, а в интернете вновь открываются онлайн-магазины. И все идет по кругу.
Нур-Султан |